Проблема человека и власти в Советском государстве становится особенно острой уже в конце 20-х годов XX века – в годы, когда государство явно приобретает черты тоталитарного. Об этом пишут А. Платонов, М. Шолохов, М. Булгаков, но немногое из написанного ими в те годы тогда же увидело свет. Солженицын вошёл в литературу с этой темой внезапно, первопроходцем. В 1962 году появился «Новый мир» с повестью «Один день Ивана Денисовича», в 1963-м – с рассказом «Матрёнин двор». Имя автора было неизвестным для широкой публики, но сразу же стало ясно, что писатель продолжает лучшие гуманистические традиции русской литературы. Повесть «Один день Ивана Денисовича» была написана на автобиографическом материале, события показаны глазами человека, вышедшего «оттуда», и, по словам Твардовского, это был «документ искусства».





Тысячи людей, как и Иван Денисович Шухов, герой повести, были репрессированы безвинно. Он воевал, попал в окружение, затем в плен. Как смелый человек, Шухов бежит из плена, но, когда он чистосердечно в этом признаётся, его отправляют в лагерь, теперь уже в советский. Его обвинили в шпионаже, будто бы он выполнял задание немецкой разведки, и даже следователь не смог придумать, какое именно задание. Логика проста: был в плену – значит, предатель. Вернулся назад – значит, с каким-то умыслом. Десять лет лагерей, унижения, тяжёлой работы в жесточайших условиях – это обычная история для того времени, для периода сталинского беззакония и насилия. Но главное в этих условиях то, во что превращали заключённых и с какой целью. Сломить человека можно, пробудив в нём первобытные инстинкты, заставив забыть о человеческом достоинстве. Целая система унижений, наказаний была разработана властями. Власти была нужна рабочая сила, нерассуждающая, покорно подчиняющаяся – ей не нужны независимые, самостоятельные люди. Изнурительный труд, существование впроголодь, жёсткое регламентирование всех сторон жизни – всё это быстро выбивало людей из привычного самосознания. Для особо строптивых – ледяной карцер без горячей еды, избиения. И человек либо ломается, как бывший начальник Фетюков, теперь подбирающий окурки и вылизывающий миски, либо приспосабливается, как Шухов. Он, крестьянин, любящий труд и умеющий работать, всегда может заработать на кусок хлеба: сшить тапочки или рукавицы, занять очередь за посылкой, «закосить» в обед лишнюю миску каши. Он научился выживать в этих условиях, противопоставляя в душе себя – «им», власти. Он не протестует, понимая бесперспективность этого протеста и осуждая недавно заключённого в лагерь морского офицера Буйновского за его протест. Он сочувствует Буйновскому за то, что тот ещё «не умеет» жить в лагере, но у него уже нет веры в то, что свято для Буйновского: справедливость Советской власти, её принципы, которые здесь, в лагере, якобы поруганы. Когда Шухов обсуждает с кавторангом, в какое именно время солнце стоит в зените, Буйновский ссылается на «декретное время»: по декрету Советской власти «Солнце выше всего в час стоит». И Шухову дико: «Неуж и солнце ихним декретам подчиняется?» «Ихнее» для Шухова – всё то, что стоит за конвоирами, надзирателями, следователями, тот чуждый ему мир, из которого он выброшен. Иван Денисович даже не думает о завтрашнем дне – он в нём не уверен, «отвык» думать. И у него нет надежды на счастливое возвращение, напротив, он боится, что ему добавят срок по окончании прежнего. Беззаконие стало системой, сделавшей Россию страной, лишенной свободы. Тех, кто сохранил в себе живую душу, этот режим стремится оттолкнуть за предел человеческого существования – чаще всего в лагерь, как об этом рассказывает Солженицын в «Одном дне Ивана Денисовича», в романе «В круге первом», в книге «Архипелаг ГУЛАГ». Либо власть устраивает такую жизнь, что человек в ней никому не нужен, ведёт нищенское существование, как Матрёна Васильевна, героиня рассказа «Матрёнин двор». Власть по своей сущности враждебна человеку, бюрократии не нужна живая душа человека, сохранившего в себе нравственные законы. Это ярко и наглядно демонстрирует А.И. Солженицын в своих произведениях.

Похожие сочинения

  1. Сочинение Солженицына о первой мировой войне
    Задуманный в 1937 и завершенный в 1980 году «Август четырнадцатого» А.И.Солженицына представляет собою значительную веху в художественном освещении Первой мировой войны. Критики уже не раз отмечали его переклички с «Войной и миром» Л.Толстого. Согласимся...смотреть целиком
  2. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА
    Так уж сложилось, что в большинстве литературных произведений главными героями становятся мужчины: мужественные, сильные и со своими слабостями - они чаще становятся главными действующими лицами произведений, особенно прозаических. Но наша жизнь - это...смотреть целиком
  3. Проблема человека и власти в прозе А. И. Солженицына
    Проблема человека и власти, проблема преступления власти против личности становится в Советской России актуальной уже в 20-е гт. XX в. — в годы, когда государство явно и ярко приобретает черты тоталитарного государства. Проблема русского национального...смотреть целиком
  4. Жизненный и творческий путь Александра Исаевича Солженицына
    Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее в нашей стране под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы. После издания в России “Архипелага ГУЛАГ” (а произошло это лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой...смотреть целиком
  5. Творческий путь Александра Солженицына
    Не прямой линией, а параболой вычерчен творческий путь Александра Солженицына. Его имя появилось на литературном небосклоне в начале 60-х, в период хрущевской "оттепели", вспыхнуло, напугав поборников "безгласности" времен "застоя",...смотреть целиком
  6. Тема Гулага в произведениях Солженицына
    Условия, описанные в романе “В круге первом”, еще не самые страшные из тех, в которых порой суждено существовать человеку. Но эта “шарашка” – не пересылка, не тюрьма, не лагерь – все-таки один из кругов ада. Герои в большинстве своим определившиеся люди,...смотреть целиком
  7. Размышление над произведениями А. И. Солженицына  Новое!
    Творческий путь Александра Солженицына чрезвычайно сложный. Его фамилия возникла в конце 60-х, во время хрущевской «оттепели», вспыхнуло, испугав сторонников «негласности» времен «застоя», и исчезла на долгие годы. Солженицын состоялся как писатель,...смотреть целиком