Судьба народа была одной из главных, если не самой главной темой творчества А. Твардовского. Поэт знал об этой судьбе не понаслышке, он сам был частью народа, сам пережил все те беды и радости, которые выпали на долю русских людей в XX веке. Он никогда не отделял себя от других, уже в зрелые годы, размышляя о своем творчестве, писал:

Просто - мне дорого все, что и людям,

Все, что мне дорого, то и пою.

Вместе со многими молодыми людьми своего поколения А. Твардовский поверил в новую жизнь, в то, что она будет для крестьян лучше прежней. В своих стихотворениях середины 1920-х годов и последующих лет воспел колхозную деревню. Большую известность имела в свое время его поэма «Страна Муравия», герой которой - Никита Моргунок - мечтал найти свое крестьянское счастье. Подобно героям поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», Никита отправляется в путь искать страну счастья - Муравию, где «земля в длину и в ширину - / Кругом своя. / Посеешь бубочку одну, / и та - твоя». Однако в отличие от некрасовских героев Моргунок понял главное - что счастье может быть только в колхозной жизни. Не усомнился в правильности выбранного народом, а вернее, за народ пути А. Твардовский и после того, как семья его - отец, деревенский кузнец, мать, братья были раскулачены, сосланы на север, натерпелись много горя. Лишь спустя десятилетия, с обостренным чувством личной вины поэт вернется к тем годам, напишет о них иначе, чем в молодости.

Уже в ранних стихотворениях поэта ощущается его незаурядный талант. В полную силу он проявился в годы Великой Отечественной войны. В те годы А. Твардовский разделил горе народа, особенно больно ему было сознавать, что родная его сторона, Смоленщина, захвачена врагами. Стихи. А. Твардовского военных и послевоенных лет - образец высочайшей лирики. Поэт видит войну глазами рядового ее участника, герои его стихов - солдаты, беженцы, крестьяне, дома которых случились на фронтовых путях. В стихотворениях этих лет у А. Твардовского отчетливо звучат народно-поэтическое традиции, иногда они близки к народным песням, иногда прямо их используют. Так, начиная свое стихотворение строками известной народной песни «Позарастали стежки-дорожки», автор далее пишет свой, фронтовой ее вариант: «Позарастали / Мохом-травою / Окопы наши / Перед Москвою». Народная песня, оставаясь близкой читателю, переосмысливается поэтом.

Одной из вершин лирики А. Твардовского стало его стихотворение «Я убит подо Ржевом», датированное 1945-1946 годами. Не случайно здесь упоминание Ржева - именно там шли самые кровопролитные за всю войну бои, были самые страшные потери. Само это слово стало символом трагедии войны. Стихотворение А. Твардовского - это страстный монолог, который мертвый адресует живым. В нем звучит и полное горечи осознание необратимости случившегося:

И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.

Но в этом же стихотворении есть и другой мотив - чувство того, что долг перед Родиной выполнен до конца, что «...недаром боролись / Мы за Родину-мать». И по праву человека, который отдал все, что у него было, мертвые зовут живых к ответу:

Вы должны были, братья,

У

Похожие сочинения

  1. Тема свободы в произведениях Солженицына
    В 1960-е годы получили распространение “Крохотки” Солженицына, его стихотворения в прозе. В тон тургеневскому восклицанию “Мы еще повоюем!” Солженицын писал: “Пока можно еще дышать после дождя под яблоней – можно еще и пожить!” (”Дыхание”). “Крохотки”...смотреть целиком
  2. Солженицын «Нобелевская лекция по литературе 1972»
    ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний Проблемный вопрос ♦ расскажите о судьбе героя повести «Один день Ивана Денисовича», его жизненных ценностях. Кто из героев русской литературы духовно близок Шухову?...смотреть целиком
  3. «Лагерная» тема в произведениях А.Солженицына и В.Шаламова"
    Наш спор – не церковный о возрасте книг, Наш спор – не духовный о пользе веры, Наш спор – о свободе, о праве дышать, О воле Господней вязать и решать. В. Шаламов «Лагерная» тема вновь резко поднимается в ХХ веке. Многие писатели, такие...смотреть целиком
  4. Трагические страницы истории в творчестве А. И. Солженицина  Новое!
    Александр Исаевич родился в 1918 году в Кисловодске. После средней школы окончил физико-математический факультет университета в Ростове-на-Дону. Воевал, командовал батареей. Был арестован в 1945 году в звании капитана. В 1953 году был уволен и сослан...смотреть целиком
  5. Творческий путь Александра Солженицына
    Не прямой линией, а параболой вычерчен творческий путь Александра Солженицына. Его имя появилось на литературном небосклоне в начале 60-х, в период хрущевской "оттепели", вспыхнуло, напугав поборников "безгласности" времен "застоя",...смотреть целиком
  6. Героизации народного характера в романах Солженицына  Новое!
    В рассказах 50-60-х годов и в романах «Раковый корпус» и «В круге первом» Солженицын далек от нарочитой героизации народного характера. Напротив, он стремится увидеть высокое, праведное и даже героическое в самой, казалось бы, негероической обстановке....смотреть целиком