"МАТРЕНИН ДВОР".
Как трактовать образ главной героини: жертва или святая?

"Не стоит земля без праведника".
Пословица

Произведение А.И. Солженицына "Матренин Двор" дает яркое представление о выдающемся художественном таланте писателя, его верности правде в литературе. Сквозная тема рассказа "Матренин Двор" - сохранение человеческой души в условиях тяжелой жизни простых деревенских людей.
При резкой и даже порой грубой реальности изображения рассказ построен музыкально, как стихи. Всего несколько энергичных строк зачина, где сказано, что поезда на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы долго еще замедляли ход почти до ощупи ("Только машинисты знали и помнили, отчего это все. Да я"), - и нас охватывает смутное предвестие беды, обещание чего-то горького и страшного, что трудно и не хочется вымолвить сразу и о чем лучше начать говорить не спешно и издалека.
Вернувшись из дальних мест, учитель будто просит времени оглядеться, сосредоточиться, подумать и, захватив полные легкие воздуха, отойти душой в тишине от тяжких переживаний прошлого. Игнатич свыкается понемногу с избой, где встречают его колченогая кошка, толпа фикусов у окна, а на стене плакат о книжной торговле, и сама хозяйка живет в "запущи", оттого что болезнь измотала ее, а жизнь течет изо дня в день безрадостная, неустроенная, полная забот. Мы смотрим на нее сначала равнодушно, как на чужую, еще не признавая в ней главного лица будущей драмы, "родного" Игнатичу человека.
Матрена приветлива, но без искательства, неприхотлива, почти неряшлива. У Матрены Васильевны непростая трагическая судьба. Ее "дети не стояли: до трех месяцев не доживая и не болея ничем, умирал каждый". Деревня решила, что в ней - порча. Десять лет женщина воспитывала Киру, как родную, вместо своих детей. Жизнь нелегкая, "густая заботами", - Солженицын не прячет этого ни в одной детали.
Автор будто предвидел, какие перетолкования и превращения ожидают в критической литературе ее Матрену, и в своем рассказе заранее дал высказаться людям стороннего и недоброжелательного о ней суда. Золовка Матрены уже после смерти по разным поводам вспоминала умершую, и все отзывы ее были неодобрительны: "И нечистоплотная она была; и за обзавозом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал - некого было дозвать огород вспахать на себе сохою). И даже о сердечности к простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением."
Я считаю, что Матрена - жертва, жертва событий и обстоятельств. В ней действительно немало привлекательных черт: нравственная чистота. бескорыстие, трудолюбие. Хворая, в преклонном возрасте, она лечит и душевные и физические недуги свои. Казалось бы, труд составляет счастье, цель. ради которой она живет. Но если внимательно присмотреться к образу жизни Матрены, то можно заметить, что Матрена - рабыня труда, а не хозяйка. Поэтому односельчане, особенно родственники, бессовестно эксплуатировали ее, а она покорно несет свой тяжкий крест.
Матрена. по мысли автора, - идеал русской женщины, первооснова всего бытия. "Все мы, - завершает свое повествование о жизни Матрены рассказчик, - жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша".

Похожие сочинения

  1. "Проблема национального характера в одном из произведений современной русской литературы”
    Национальный характер в произведения А.И.Солженицына. Основной темой творчества А.И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. В таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее...смотреть целиком
  2. Мастерство Солженицына в создании литературных характеров  Новое!
    Ни для кого не секрет, что чужая душа потемки, а каждый человек уникален и неповторим. Как же писателю удается столь правдиво создавать образы своих героев? Откуда он берет материал для характеров, столь непохожих друг на друга? А. Солженицын говорит...смотреть целиком
  3. Проблема человека и власти в прозе А .И .Солженицына
    Имя Александр Солженицын долгое время было известно лишь узкому кругу людей , его творчество было под запретом . Только благодаря прогрессивным переменам в нашей стране , это имя по праву заняло свое место в истории русской литературы советского периода...смотреть целиком
  4. Солженицын «Нобелевская лекция по литературе 1972»
    ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний Проблемный вопрос ♦ расскажите о судьбе героя повести «Один день Ивана Денисовича», его жизненных ценностях. Кто из героев русской литературы духовно близок Шухову?...смотреть целиком
  5. «Лагерная» тема в произведениях А.Солженицына и В.Шаламова"
    Наш спор – не церковный о возрасте книг, Наш спор – не духовный о пользе веры, Наш спор – о свободе, о праве дышать, О воле Господней вязать и решать. В. Шаламов «Лагерная» тема вновь резко поднимается в ХХ веке. Многие писатели, такие...смотреть целиком
  6. «Поэзия — баба капризная»(В. В. Маяковский и А. А. Вознесенский о назначении поэта и поэзии)
    Я шагну через лирические томики, как живой с живыми говоря, В. Маяковский Тема назначения поэта и поэзии в русской литературе не нова. Ей отдали дань Державин и Карамзин, Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Блок, Маяковский и Вознесенский. Стихотворение...смотреть целиком
  7. Характеристика художественного мира А. И. Солженицына  Новое!
    тесная связь художественной прозы и публицистики, которая наиболее ярко проявляется в позиции писателя-«гражданина», поднимающего острые вопросы социальной и нравственной жизни, критикующего власть, возвышающего голос в защиту жертв произвола, выступающего...смотреть целиком