Если бы можно было писать, как Толстой,
и заставить весь мир прислушаться!
Т.Драйзер
К концу 70-х — началу 80-х годов XIX века в мировоззрении Толстого наступил перелом, подготовленный всем хэдом исторического развития пореформенной России. В это время Толстой окончательно порывает со своим классом и переходит на позиции патриархального крестьянства. На идейное содержание его произведений начинает оказывать пре имущественное влияние драматическая сторона жизни, крушение старого общественного строя вместе с его привычками, традициями, верованиями. Отсюда повышенный интерес писателя к отрицательным явлениям тогдашней действительности, необычная социальная острота изображения глубинных процессов жизни и психологии личности, стремление в немногом (в небольших по объему произведениях) сказать о многом.
Защищая естественное право простых людей на жизнь, Толстой выступал от имени стомиллионного русского крестьянства и подвергал беспощадной критике собственность, государство, мораль эксплуататорского общества. \"Всем существом\" своим он понял, что в \"преступлении, уже не один раз совершенном, но постоянно совершающемся\", виноваты \"те, которые живут во дворцах и ездят в каретах\", и что теперь в отношении к ним он находится \"не в положении заблуждающегося или отклоняющегося\", а \"в положении обличителя\".
В то же время со свойственной патриархальному крестьянину слабостью Толстой обращается к Богу и со ссылками на него убеждает господ отказаться от своих привилегий. Посещение ночлежных домов, тюрем, московского Хитрова рынка, а также участие в очередной переписи населения приводят его к убеждению, что зло, пропитавшее все вокруг, можно устранить в том случае, если все люди, и бедные и богатые, забудут о личном благе и направят все свои усилия на нравственное самоусовершенствование. Настойчивые призывы \"проникнуться истиной Христа\" и \"самоусовершенствоваться\" проходят у Толстого через все его публицистические и художественные произведения этого периода (\"Исповедь\", \"В чем моя вера\", \"Так что же нам делать?\", \"Смерть Ивана Ильича\", \"Крей-церова соната\", \"Власть тьмы\", \"Плоды просвещения\").
С огромной силой разоблачающего реализма осуждает в них Толстой жизнь богатых классов. Критика общественных обманов реализуется в этих произведениях с помощью психологического самораскрытия героя. Это, по выражению Р. Роллана, истинные \"драмы души\", в которых личное раскаяние вершит суд над всем окружающим. Картина расплаты умирающего Ивана Ильича за то, что он прожил жизнь не так, как надо, с мучительным сознанием того, что теперь ничего нельзя поправить, потрясает своим правдоподобием. В \"Крейцеровой сонате\" герой не умирает. Толстой не зажигает здесь того \"света\", который, как вспышка, возникает и гаснет в душе умирающего Ивана Ильича в момент его последнего вздоха. Он описывает условия, в которых совершалось падение героя, распутывает цепь преступлений, приведших Позднышева к душевной катастрофе.
Особенность произведений позднего периода творчества Толстого состоит в том, что в них в своеобразной форме нашли отражение характерные черты исторической деятельности. Лучшие устремления Толстого идут в них не от религии, а от

Похожие сочинения

  1. Рассказы Льва Толстого о животных
    Особенной поэтичностью отличаются рассказы Л. Толстого о животных («Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Булька» и др.). Они оказывают наибольшее воспитательное воздействие на маленьких детей. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни...смотреть целиком
  2. Творчество Толстого для детей  Новое!
    А.Н.Толстой (1883-1945), прозаик, драматург и публицист реалистического направления, получил первое признание читателей после выхода его сборника прозы «Сорочьи сказки» (1910) - серия набросков на темы фольклора. Эти наброски не имеют идеи, их форма...смотреть целиком
  3. Лев Николаевич Толстой (1828—1910)
    Важным делом служения народу были его педагогическая деятельность в Ясной Поляне и создание учебных книг для народных школ России. «Азбука» и «Новая азбука» с четырьмя «Русскими книгами для чтения», написанные в 70-е годы, относятся к той части литературного...смотреть целиком
  4. Раннее творчество А. Н. Толстого
    Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) в ранний период творчества создавал колоритные картины из жизни помещичьего Заволжья, хорошо известного ему по собственным впечатлениям. Многие персонажи были легко узнаваемы, а сцены из жизни переданы с фотографической...смотреть целиком
  5. Жизнь и человек в произведениях Толстого  Новое!
    Сочинение на примере романа «Война и мир». Жить для себя одного нельзя - это духовная смерть. «Жизнь только тогда, когда живешь для других», - писал Толстой. В романе этот принцип настоящей жизни является главным. Каратаев считал жизнь настоящей только...смотреть целиком
  6. Образ наполеона у Л. Толстого и А. Пушкина (О величии и ничтожности)  Новое!
    К образу Наполеона в русской литературе первым об­ратился поэтический гений А. Пушкина. В стихотворении, написанном по случаю получения известия о смерти быв­шего французского императора и полководца, поэт делает попытку объективной оценки его личности...смотреть целиком
  7. Особенность литературного таланта графа Толстого  Новое!
    Идейные искания Толстого в 50-60-е годы нашли отражение и в его педагогической деятельности. Около трех лет, начиная с 1859 г., писатель занимается с крестьянскими детьми в открытой им Яснополянской школе. В 1862-1863 гг. Толстой издает педагогический...смотреть целиком