Впервые понятие «диалектика души» применительно к толстовскому психологизму ввел известный русский писатель, мыслитель и литературный критик
Н. Г. Чернышевский. В статье, посвященной ранней прозе Толстого, он дал следующую характеристику этого принципа: «Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других; ему интересно наблюдать, как чувство, непосредственно возникающее из данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых воображением, переходит в другие чувства, снова возвращается к исходной точке и опять и опять странствует, изменяясь по всей цепи воспоминаний… Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всё более очертания характеров, другого — влияние общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего — связь чувств с действиями, четвертого — анализ страстей; графа Толстого всего более — сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определенным термином». С легкой руки Чернышевского выражение «диалектика души» прочно закрепилось за прозой Толстого и уже добрых полтора столетия активно используется в литературоведческих исследованиях его творчества. По поводу изображаемых в «Войне и мире» исторических фигур Толстой говорил: «Везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня за всё время моей работы образовалась целая библиотека…».
Знаменитый писатель ХХ века Владимир Набоков, выступавший с лекциями перед американскими студентами, следующим образом продемонстрировал своим слушателям значение Толстого для русской и мировой литературы. Сперва погасив все лампы в зале и опустив шторы, он, по словам очевидца, затем принялся поочередно включать лампы с таким комментарием: «На небосводе русской литературы это Пушкин!». Вспыхнула лампа в дальнем левом углу… «Это Гоголь!». Вспыхнула лампа посередине зала. «Это Чехов!». Вспыхнула лампа справа. Тогда Набоков снова спустился с эстрады, направился к центральному окну и отцепил штору, которая с громким стуком взлетела вверх… Как по волшебству в аудиторию ворвался широкий плотный луч ослепительного света. «А это Толстой!» — прогремел Набоков».

Похожие сочинения

  1. Творчество Толстого для детей
    А.Н.Толстой (1883-1945), прозаик, драматург и публицист реалистического направления, получил первое признание читателей после выхода его сборника прозы «Сорочьи сказки» (1910) - серия набросков на темы фольклора. Эти наброски не имеют идеи, их форма...смотреть целиком
  2. Чехов был несравненный художник "художник жизни" (Л.Н. Толстой)
    А.П. Чехов прекрасный писатель конца второй половины 19 века. Он внес огромный вклад в великую русскую литературу своими замечательными рассказами и пьесами. Все произведения Чехова направлены на описание повседневной жизни людей. Писатель рассказывает...смотреть целиком
  3. О творчестве Л. Н. Толстого  Новое!
    В отличие от многих молодых авторов, публично дебютирующих ученическими произведениями, Л. Толстой вошел в художественную литературу уже полностью сложившимся, зрелым и самобытным писателем. Автобиографическая трилогия, которой ознаменовалось начало...смотреть целиком
  4. Москва в творчестве А. С. Грибоедова и Л. Н. Толстого
    Кто был в Москве, тот знает Россию. Карамзин Еще в давние времена русский народ говорил о Москве, что это не город, а целый мир. Чем стремительнее становится бег нашего времени, тем сложнее представить себе, какой была Москва столетие назад, какие...смотреть целиком
  5. Дети в изображении Л. Толстого
    В одной из своих статей Л. Толстой писал, что дети любят мораль, но только умную, а не «глупую». Этой мыслью пронизаны и псе сто рассказы для детей. Он стремится вызвать глубокие переживания ребенка, воспитать в нем любовь и уважение к людям. Считая...смотреть целиком
  6. Реализм Льва Толстого и его влияние на развитие русской литературы
    В творчестве Толстого полно сказались те национальные черты русской литературы, на которых основана ее всемирная слава: трезвая правдивость художественного отражения жизни, патриотическое чувство, прямота и бесстрашие в постановке социальных вопросов,...смотреть целиком
  7. Опыт драматургии в творчестве Толстого  Новое!
    Первые его опыты в драматургии, относящиеся к середине 50-х и началу 60-х годов, были настолько неудачными , что на четверть века отбили у Толстого охоту писать для сцены. С «Власти тьмы» начинается его большая драматургия, занявшая видное место в русском...смотреть целиком