Каким вы представляете себе Льва Толстого? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям?

Лев Толстой прожил большую и слож­ную жизнь, в которой было много пово­ротных событий, изменивших мировоз­зрение писателя, его эстетические по­зиции. Главное, что было в характере Толстого, — это постоянный поиск исти­ны, смысла человеческого бытия. Это есть и в ранних повестях «Детство», «Отро­чество», «Юность», и в самых поздних произведениях философского, характера, в которых он утверждает идею самосовер­шенствования и непротивления злу наси­лием. Борьба добра и зла постоянно вол­новала Толстого как человека и писателя.

Существует огромная коллекция портретов Льва Толстого: его рисовали, лепили, ваяли, фото­графировали. Какой из знакомых вам портретов, по вашему мнению, наиболее точно воспроизводит не только его внешность, но и духовные качества этого необычного человека?

Запоминается потрет Л. Н. Толстого ра­боты И. Н. Крамского 1873 года. Писателю 45 лет. Он уже прославленный автор «Севастопольских рассказов», автобио­графической трилогии, романа «Война и мир», постоянный житель Ясной Поля­ны. Художник прекрасно передает напря­женность мысли Толстого, острый взгляд, внутреннюю энергию. Лев Николаевич изображен в свободной рубахе, получив­шей название «толстовка».

В последние годы жизни писателя его много раз рисовал Илья Репин. Он создавал портреты и сюжетные картины, которые показывали старого Толстого в действии, в движении. Среди них осо­бенно популярна картина «Толстой на пашне». Чем, на ваш взгляд, вызвана такая популярность?

В то время, когда был написан портрет, Толстой проповедовал идею опрощения, приближения к крестьянскому труду, сельскому быту. Толстой стремился учиться у народа его мудрости, постигать его философию. Кроме того, мастерство Репина позволило передать не только одежду писателя и его занятие несвойст­венным дворянину трудом, но и движение его мысли, состояние духовности в мо­мент приобщения к крестьянскому труду.

Как вы оцениваете Льва Толстого как читате­ля, поскольку вам знакомы списки прочитанных и высоко оцененных им произведений? Как вам ка­жется, стал бы Толстой вносить в эти списки те про­изведения, которые ему совсем не нравились, или он их не называл просто потому, что книги, которые не понравились, не остались в памяти?

Возвращаясь к словам Яна Амоса Коменского, Толстой проявил здесь такое важное умение читателя, как умение вы­бирать книгу. Именно по нравственному влиянию на формирование юного челове­ка были включены в этот список книги. Здесь Нагорная проповедь (Евангелие), произведения русской и мировой класси­ки, особенно А. С. Пушкина, Н. В. Гого­ля, И. С. Тургенева. Он не ставил перед собой задачи вносить в этот список все прочитанные книги, которые ему нрави­лись или не нравились, он вносил в него произведения, которые его потрясли ду­ховно и оказали влияние на его нравст­венные убеждения.