Кто был в Москве, тот знает Россию. Карамзин


Еще в давние времена русский народ говорил о Москве, что это не город, а целый мир. Чем стремительнее становится бег нашего времени, тем сложнее представить себе, какой была Москва столетие назад, какие слои сменяли друг друга, какие нравственные устои одухотворяли ее облик. Литература оставила этот след, воспев ее в своих произведениях. Москва Грибоедова и Пушкина, Толстого и Чехова, Репина и Сурикова, Шаляпина и Чайковского, я думаю, что этот список можно продолжать целым рядом выдающихся имен. \"Отечество и дом мой в Москве\", - говорил Грибоедов.

Александр Грибоедов родился в Москве в семье офицера, учился в Московском университете, превосходно знал языки, окончил словесный, а затем юридический факультет, увлекался театром. Это был не только выдающийся дипломат, литератор, гениальный драматурги композитор, это был один из самых образованнейших людей своего времени. В Грибоедове рано пробуждается чувство личного достоинства и неприязнь к барской среде, крепостническим нравам. Александр оканчивал университет, когда началась война 1812 года. 1812 год вызвал у юноши большой подъем патриотизма, воодушевил всю дальнейшую жизнь и деятельность. \"Мне не случалось в жизни видеть человека, который бы так пламенно, так страстно любил Отечество, как Грибоедов любил Россию\", - писал в дневнике один его знакомый. В \"Горе от ума\" отражена эпоха после 1812 года, в художественных образах она дает яркое представление о русской общественной жизни 20-х годов XIX века. На первом плане очень широко и ярко показана барская Москва, которая возникает из разговоров и реплик персонажей комедии. \"И награжденья брать, и весело пожить\" - это идеал барской Москвы, это философия жизни фамусовского общества. Убежденные крепостники, невежественные люди, положение которых обязывало быть выше по уровню, боятся просвещения и новых взглядов, потому, что понимают, что новая сила сметет их как ненужный хлам, они стремятся держаться друг друга, проповедуя лишь отсталые идеи. В России назревали перемены, в Москву тоже проник дух свободомыслия. Старуха Хлестова с негодованием говорит: \"И впрямь, с ума сойдешь от этих, от других, от пансионов, школ, лицеев, как бишь их, да от ландкарточных взаимных обучений... \"Пансионы и лицеи - это, конечно, пансион при Московском университете, где учился Грибоедов. Учебные заведения в глазах Московского барского общества пользовались дурной славой, именно там был рассадник независимости, который Хлестова заметила в Чацком. Они живут другими интересами, это два полюса - умных, желающих перемен в России, и тех, кто привык жить за чужой счет, подражая Европе. Фамусов восклицает: \"Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг. А все Кузнецкий мост, и вечные французы, отсюда моды к нам, и авторы, и музы...\" Казалось бы, время идет, а для современных обывателей по-прежнему эталон новшества - Европа. По-разному относятся герои комедии к Москве, каждый воспринимает ее в меру своего кругозора. Когда Фамусов говорит о том, что едва ли сыщется другая Москва, то Скалозуб глубокомысленно добавляет: \"По моему суждению, пожар способствовал ей много к украшенью\". Это слова не только дремучего глупца, но и человека, у которого нет ничего святого, нет никаких патриотических чу

Похожие сочинения

  1. Творчество Толстого для детей  Новое!
    А.Н.Толстой (1883-1945), прозаик, драматург и публицист реалистического направления, получил первое признание читателей после выхода его сборника прозы «Сорочьи сказки» (1910) - серия набросков на темы фольклора. Эти наброски не имеют идеи, их форма...смотреть целиком
  2. Дети в изображении Л. Толстого
    В одной из своих статей Л. Толстой писал, что дети любят мораль, но только умную, а не «глупую». Этой мыслью пронизаны и псе сто рассказы для детей. Он стремится вызвать глубокие переживания ребенка, воспитать в нем любовь и уважение к людям. Считая...смотреть целиком
  3. Истинный патриотизм и героизм в понимании
    “Дубина народной войны поднялась со всей своею грозной и величественной силой и , не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой , но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все...смотреть целиком
  4. Человек в представлении Толстого  Новое!
    Человек в представлении Толстого — двойственное существо, располагающее «сознанием», направленным внутрь на духовное, и «разумом», постигающим закономерности внешнего мира, природного и социального. Единство духовного и плотского для Толстого — единою...смотреть целиком
  5. Реализм Л. Н. Толстого в изображении войны
    Будучи сам защитником Севастополя, Л. Н. Толстой сумел реалистично изобразить будни войны, ее тяготы и невзгоды. Писатель был решительно против “красивого” изображения боя. В “Севастопольских рассказах” на первое место выходят не битвы и сражения, а...смотреть целиком
  6. Интересные подробности жизни и творчества Л. Н. Толстого  Новое!
    Впервые понятие «диалектика души» применительно к толстовскому психологизму ввел известный русский писатель, мыслитель и литературный критик Н. Г. Чернышевский. В статье, посвященной ранней прозе Толстого, он дал следующую характеристику...смотреть целиком
  7. Отличительная особенность творчества Толстого  Новое!
    Произведение «Война и мир» создавалось Л. Н. Толстым на протяжении семи лет, с 1863 по 1869 год. Книга потребовала от писателя громадных усилий. В 1869 году в черновиках «Эпилога» Толстой вспоминал то «мучительное и радостное упорство и волнение», которое...смотреть целиком