Толстой начал свой путь как бесстрашный художник, по убоявшийся показать читателю всю сложность и противоречивость его души, его внутреннего мира, и он очень последовательно пришел затем к бесстрашию человека и гражданина, сказавшего людям о лжи той жизни, которой они живут, сказавшего правителям этой жизни о беззаконности и преступности их власти. Начало толстовского пути и в этом очень важном отношении предопределило весь путь Толстого.

У Толстого правда не разрушающая, но созидающая, она не разочаровывает, но трогает. Когда умирает мать Николеньки, он испытывает горе. В его горе нет однозначности, но в нем нет также и лжи. Это не цельное, по живое чувство — живое горе. И так у Толстого всегда. Толстой учит читателя не бояться правды и видеть в правде величие и поэзию. На эту черту толстовского дарования едва ли не первым обратил внимание Некрасов. К знанию жизни у Вас,— говорил Некрасов,— есть еще психологическая зоркость, есть поэзия в таланте» п. У Некрасова недаром слова «поэзия в таланте» стоят рядом с «психологической зоркостью», У Толстого это существует вместе и нераздельно.

После возвращения из Севастополя, в конце 50-х и в самом начале 60-х годов, Толстой пишет и печатает повести «Юность», «Семейное счастие», рассказы «Три смерти», «Альберт» и др. Последнее большое произведение, которое он написал перед «Войной и миром», были «Казаки». По времени выхода в свет «Казаки» следовали за педагогическими увлечениями Толстого, а за «Казаками» следовала «Война и мир». Связь эта, впрочем, была не только хронологической. Больше всего связывает эти три больших дела Толстого пафос народности. Как заметил Б. И. Бурсов, имея в виду этот толстовский пафос народности, «школа, безусловно, повлияла на окончание «Казаков», а впоследствии и на формирование замысла «Войны и мира».

Повесть «Казаки» появилась в январской книжке «Русскою вестника» за 1863 г. Первый замысел повести относится к 1852 г., ко времени начала литературной деятельности Толстого. Более одиннадцати лет мысль о «Казаках» занимала Толстого, и за это время им было

написано много набросков повести, вариантов, отдельных редакций. Он пишет повесть па Кавказе, затем, спустя много лет, снова обращается к работе над повестью, находясь за границей. В 1857 г., в Швейцарии, он пробует писать «поэтического Казака» — пишет одну главу повести и начинает вторую ритмической прозой. Потом, там же, уже в другом стиле пишет повесть «Беглый казак». Работая над «Казаками», Толстой все время ищет, испытывает, меняет, разочаровывается, вдохновляется, снова разочаровывается. Писание «Казаков» Толстому дается нелегко. Это естественно. В «Казаках» Толстой поднимает новые жизненные пласты, которые требуют особенного художественного подхода, требуют новых форм. Новаторство в большей или меньшей степени присуще едва ли пе всем произведениям Толстого. «Писатели-реалисты,— пишет Д. С. Лихачев,— стремятся освободиться даже от своих собственных литературных канонов, стремятся разнообразить и изменять свой собственный стиль» 56. Это в первую очередь относится к Толстому. Толстой никогда не идет проторенными (хотя бы и им самим проторенными) путями. У него постоянная и сильная внутренняя потребность — открывать неизвестное.

Новаторство повести Толстого, посвященной жизни казаков, вовсе не означало отсутствие какой-либо связи с литературными традициями. Нетрудно заметить, что тема «Казаков» в своей основе близка теме пушкинских «Цыган».

При всей неоднозначности своего отношения к Пушкину в разные годы, Толстой .всегда в нем видел учителя. Пушкиным он всегда проверял себя как художника. 7 июня 1856 г. Толстой записал в дневнике: «Читал Пушкина 2 и 3 часть; „Цыганы” прелестны…» Было время, когда «Цыганы» Толстому не нравились. Знаменательно, что: он изменил к ним отношение именно тогда, когда усиленно работал над «Казаками». За три дня до записи о «Цыганах», 4 июня, Толстой писал в дневнике: «Решил писать «Дневник помещика», «Казака» и комедию. За первое примусь за «Казака»»

Несомненно, что, перечитывая «Цыган», Толстой вольно или невольно соизмерял их со своими «Казаками». Сходство сюжетов и проблематики давали основание для сопоставления. Сопоставление с собственным художественным замыслом помогло Толстому увидеть «Цыган» с новой стороны и по достоинству оценить их. Вместе с тем «Цыганы», по-новому прочитанные и заново оцененные, сильно ободрили Толстого. «Чтение даровитых, но негармонических писателей (то же музыка, живопись), говорил Толстой, раздражает и как будто поощряет к работе и расширяет область, но это ошибочно; а чтение Гомера, Пушкина сжимает область, и, если возбуждает к работе, то безошибочно». Это признание Толстого помогает нам понять сущность и характер возможного воздействия Пушкина на Толстого. Восприняв пушкинскую поэму «Цыганы» в соотнесенности с собственным замыслом, Толстой тем самым как бы проверил свой замысел, убедился в нужности своей работы. Пушкин и в этом случае, и во многих других подобных побудил его к работе.

О близости «Казаков» к пушкинским «Цыганам» уже говорилось в научной литературе. В чем конкретно она заключается? И у Пушкина, и у Толстого в основе их произведений лежит противопоставление цивилизованного человека естественному, причем эстетически более привлекательным оказывается естественный человек; и у Пушкина, и у Толстого (хотя и по-разному) повествование завершается либо прямым (у Пушкина), либо косвенным (у Толстого) изгнанием цивилизованного героя. Сходство, таким образом, в постановке темы и в общей концепции сюжета. В разработке сюжета у Пушкина и Толстого — не только сходство, но и заметное различие.

Похожие сочинения

  1. Философия истории Толстого
    Философия истории – взгляды на происхождение, сущность и смену исторических событий. Основные положения философии истории Толстого 1. Толстой считает, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых...смотреть целиком
  2. Лев Николаевич Толстой (1828—1910)
    Важным делом служения народу были его педагогическая деятельность в Ясной Поляне и создание учебных книг для народных школ России. «Азбука» и «Новая азбука» с четырьмя «Русскими книгами для чтения», написанные в 70-е годы, относятся к той части литературного...смотреть целиком
  3. Лев Николаевич Толстой великий русский писатель  Новое!
    Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель, родился 28 августа 1828 года. Ему было 9 лет, когда погиб Пушкин. Тринадцатилетним подростком он узнал о дуэли и смерти Лермонтова. Когда умер Гоголь, он был уже автором повести “Детство”. Толстой знал...смотреть целиком
  4. Драмы души (Позднее творчество Л.Н.Толстого)
    Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться! Т.Драйзер К концу 70-х — началу 80-х годов XIX века в мировоззрении Толстого наступил перелом, подготовленный всем хэдом исторического развития пореформенной России....смотреть целиком
  5. Что по мнению Толстого определяет сущность человека  Новое!
    Каждый писатель, творец — это прежде всего человек. Конечно, у него свои пристрастия, свои взгляды на жизнь, принципы. Потому и созданные им герои для него, словно живые люди, тоже делятся, как и для нас, читателей, на любимых — то есть на тех, что разделяют...смотреть целиком
  6. Примеры сочинений по рассказам Л. Толстого на крестьянскую тему
    Герой автобиографического рассказа «Утро помещика» Дмитрий Нехлюдов искренне желает облегчить жизнь своих крестьян, но сталкивается с непониманием и неприятием любых его предложений. Главный конфликт произведения заключается и столкновении двух социальных...смотреть целиком
  7. Второе рождение Л. Н. Толстого
    С точки зрения русского писателя и мыслителя Л. Н. Толстого (1828–1910) драматизм человеческого бытия состоит в противоречии между неотвратимостью смерти и присущей человеку жаждой бессмертия. Воплощением этого противоречия является вопрос о смысле жизни...смотреть целиком