К образу Наполеона в русской литературе первым об­ратился поэтический гений А. Пушкина. В стихотворении, написанном по случаю получения известия о смерти быв­шего французского императора и полководца, поэт делает попытку объективной оценки его личности с точки зрения истории.

Для А. Пушкин Наполеон — «великий человек», «могу­чий баловень побед» и «изгнанник вселенной». Поэт вос­клицает:
О ты, чьей памятью кровавой
Мир долго, долго будет полн…

Мысленно обращаясь к жизненному пути Наполеона, А. Пушкин отмечает, что его появление на исторической арене стало возможным благодаря Великой французской революции, когда был низвергнут королевский трон и «во прахе царский труп лежал». В дни великих волнений фран­цузский народ жил ожиданием такой личности, которая бы повела его в «свободы яркий день» и осуществила благо­родные надежды.

Тогда и возник Наполеон. Но Пушкин бросает ему обви­нение в том, что он «человечество презрел» и обманул надежды и чаяния народа.

Поэт говорит, что Наполеон завоевал всю Европу и потому считался великим и непобедимым. А поскольку рос­сийское общество привыкло перенимать моду и привычки Запада, по преимуществу дурные, то и оно считало На­полеона великим. Но последней славой «надменного героя» венчал Тильзит. Русский народ и его армия полностью раз­венчали мнимое величие Наполеона и его якобы непобеди­мой армии. В России «окровавленные снега провозгласили их паденье». Благодаря триумфальной победе русских, «все, как буря, закипело; Европа свой расторгла плен»: «И до последней все обиды отплачены тебе, тиран!».

Свергнутый Наполеон умер в изоляции и одиночестве на острове Святой Елены. Но Пушкин предупреждает:
Да будет омрачен позором
Тот малодушный, кто в сей день
Безумным возмутит укором
Его развенчанную тень!

Странное отношение к человеку, одно имя которого должно вызывать недобрые воспоминания у каждого рус­ского человека. Но гениальный русский поэт не только объясняет свое отношение к Наполеону тем, что тот ука­зал русскому народу его великую миссию в Европе.

Наполеон, каким его описал Л. Толстой в романе «Вой­на и мир», лишен способности понимать, что мир существу­ет не для того, чтобы удовлетворялись его желания. На­пример, в беседе с русским посланником Балашевым, фран­цузский император обращается к нему как к своему подчи­ненному, который должен радоваться вместе с ним уни­жению русского императора. Наполеон не может пред­ставить себе, чтобы кто-то, в том числе и посол враждеб­ного государства, не обожал его. В его искреннем убежде­нии, что все должны хотеть того, чего хочет он, просмат­ривается некая наивность. С точки зрения Л. Толстого, в историческом плане Наполеон действует разрушительно. И мотивом его деятельности является эгоистический про­извол.Спор о роли Наполеона в истории Европы начинается буквально на первых страницах романа «Война и мир» и заканчивается только в эпилоге. В начале романа его ве­дут между собой гости салона мадам Шерер. Тон разгово­ра задает хозяйка салона. Фрейлина двора и приближен­ная императрицы Марии Федоровны, она как будто вы­ражает придворную точку зрения на Наполеона и его по­литику и «подсказывает» своим гостям, что можно, а чего не следует говорить о Наполеоне. И все они должны в полном согласии с мнением хозяйки салона говорить, что

Наполеон — Антихрист, выскочка, узурпатор, человек низкого происхождения, не имеющий никаких прав на титул французского императора.

И все идет по заранее определенному сценарию до тех пор, пока в разговор не вступает Пьер Безухов. Он гово­рит, что в случае с казнью герцога Энгиенского была государственная необходимость и что «Наполеон не побо­ялся принять на себя одного ответственность в этом по­ступке». Милая плавная беседа превращается в горячий спор, который приводит мадам Шерер в испуг, а боль­шинство ее гостей в трепет. Пьер пытается доказать, что Наполеон — великий человек, сумевший подняться над революцией. Он «подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее — и равенство граждан, и свободу слова и печа­ти». Пьер указывает на прогрессивные идеи в политике Наполеона и подчеркивает, что их «значение в правах че­ловека, в эманципации от предрассудков, в равенстве граждан».

Со всех сторон на Пьера сыплются упреки, обвинения в якобизме и разные вопросы. Они приводят героя в заме­шательство и ставят в тупик. Но на помощь ему приходит князь Андрей. Он принимает сторону Пьера. С целью при­мирения сторон и подведения итога салонному спору он говорит: «Нельзя не сознаться, Наполеон как человек ве­лик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… но есть другие поступки, кото­рые трудно оправдать».

Последующая традиция придерживалась больше точки зрения Л. Толстого, а не А. Пушкина. Потому и личность Наполеона воспринималась в неверном свете, а его имя стало синонимом выскочки, узурпатора, маленького чело­века, волей судьбы наделенного неограниченной властью.

Похожие сочинения

  1. Раннее творчество А. Н. Толстого
    Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) в ранний период творчества создавал колоритные картины из жизни помещичьего Заволжья, хорошо известного ему по собственным впечатлениям. Многие персонажи были легко узнаваемы, а сцены из жизни переданы с фотографической...смотреть целиком
  2. Истинный патриотизм и героизм в понимании
    “Дубина народной войны поднялась со всей своею грозной и величественной силой и , не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой , но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все...смотреть целиком
  3. Толстой Великий писатель и философ Лев Николаевич Толстой
    Нет Величия там, где нет простоты, добра и правды. Толстой Великий писатель и философ Лев Николаевич Толстой выводит свою теорию о роли личности в истории. Справедливо полемизируя с буржуазными учеными, создавшими культ великой личности, исторического...смотреть целиком
  4. Редкие писатели так сильно убеждены в единстве мысли и поступка, как граф Л.Н. Толстой
    В человеке должно быть вс,е прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А. П. Чехов Эти слова, пожалуй, больше всего подходят Наташе Ростовой, любимой героине Льва Николаевича Толстого. Почему же именно она? Наверно, каждый писатель вкладывает в каждого...смотреть целиком
  5. Социально философские этические эстетические искания Толстого  Новое!
    В идейной борьбе 70-х годов проблема просвещения народа занимала едва ли не центральное место. Увлечение педагогикой было всеобщим, вопросы народного образования, подъема национальной культуры горячо обсуждались на страницах газет и журналов, в романах...смотреть целиком
  6. О творчестве Л. Н. Толстого  Новое!
    В отличие от многих молодых авторов, публично дебютирующих ученическими произведениями, Л. Толстой вошел в художественную литературу уже полностью сложившимся, зрелым и самобытным писателем. Автобиографическая трилогия, которой ознаменовалось начало...смотреть целиком
  7. Созревание художественного таланта Толстого
    Мастерски разрешив задачу психологического анализа в автобиографической трилогии и сделав опыт реалистической зарисовки крестьянских образов в «Утре помещика», он одновременно переходит к сложной теме изображения войны в «Севастопольских...смотреть целиком