Невыносимо трудные условия существования крепостных объективно раскрыты и в повести «Утро помещика». Герой повести, девятнадцатилетний помещик, князь Нехлюдов, войдя в избу мужика Ивана Чуриса, увидел: «Нерозные закопченные стены в черном углу были увешаны разным тряпьем и платьем, а в красном буквально покрыты красноватыми тараканами, собравшимися около образов и лавки. В середине этой черной, смрадной шестиаршинной избенки, в потолке, была большая щель, и, несмотря на то, что в двух местах стояли подпорки, потолок так погнулся, что, казалось, с минуты на минуту угрожал разрушением». Нехлюдов исполнен желания помочь своим крепостным, искренне считая, что это его «священная и прямая обязанность». Он стремится быть внимательным к их нуждам и просьбам: «Воскресение было назначено для приема просителей, дворовых и мужиков, для обхода хозяйства бедных крестьян и для подаяния им помощи…».



Относясь к крепостным крестьянам с явным сочувствием, Толстой в изображении их характеров чужд всякого приукрашивания. Крестьянские образы даны писателем в их жизненной правдивости. Зависимость от помещика, невозможность проявить личную инициативу, беспросветная нужда сделали Ивана Чуриса замкнутым и даже равнодушным ко всему, развили лукавство и склонность к пьянству в Юхванке Мудреном, превратили в лодыря Давыдку Белого, посеяли вечный страх перед барином в детях, матерях и женах крепостных крестьян. Старания молодого помещика улучшить жизнь крепостных не приносят никаких результатов: Крестьяне не радуются помощи, которую он им оказывает; они не верят в. то, что барин искренне хочет им помочь. Иван Чурис с Насмешкой говорит о новых избах, построенных для крестьян на хуторе: «Избы важные…- ,остроги словно». Несмотря на свою ужасающую бедность, мужик отказывается от новой избы, которую предлагал ему барин «в долг за свою цену». Он не верил ни одному слову помещика и «слушал своего барина, как человека, которого нельзя не слушать». Нехлюдов чувствует отчужденность, недоверие крестьян и, анализируя свою деятельность, приходит к горьким выводам: «…Кому от этого стало легче? Разве богаче стали мои мужики? Образовались или развились они нравственно? Нисколько…»

Повесть «Утро помещика», правдиво отобразив тяжелое положение крепостных, показала, что невозможно улучшить жизнь крестьян только путем благотворительной деятельности помещиков. В основу произведения положен личный опыт писателя: в 1847 году, выйдя из университета, Толстой приехал в Ясную Поляну и пытался путем благотворительных мер улучшить положение своих крестьян.

Похожие сочинения

  1. Лев Толстой – классик мировой литературы
    В мировой культуре есть книги, без которых невозможно представить себе художественное развитие человечества. Все новые и новые поколения открывают их и находят там отзвук своим мыслям и чувствам, надеждам и тревогам. К таким вечным нашим спутникам принадлежат...смотреть целиком
  2. Раннее творчество Льва Толстого
    Дело искусства — отыскивать фокусы и выставлять их в очевидность. Фокусы пти, по старому разделению. — характеры людей; но фокусы эти могут быть характеры сцеп, народов, природы. Л. Толстой В апреле 1851 года, 22-летним...смотреть целиком
  3. Особенность творчества Л. Н. Толстого  Новое!
    Творчество Толстого определяется нравственно-философ­ской проблематикой. Главным объектом познания является жизнь человеческой души. Социальные противоречия совре­менной ему действительности Толстой показывал с нравствен­ных позиций патриархального крестьянства....смотреть целиком
  4. Всемирная слава Л. Н. Толстого  Новое!
    19 декабря 1900 г. Толстой записывает в днев­нике: «Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтоб его произве­дение было исканием. Если он все нашел и все знает, и учит или нарочно потешает, он не дейст­вует. Только если он...смотреть целиком
  5. О жизни и творчестве Л. Н. Толстого  Новое!
    Однажды писатель В. В. Набоков, объясняя американским студентам значение творчества Льва Николаевича Толстого, прибегнул к следующему эффектному приему. Он погасил все лампы в зале и опустил шторы. «Зал, — рассказывал очевидец, — погрузился в темноту......смотреть целиком
  6. «Мысль семейная» в творчестве Льва Толстого  Новое!
    Литература и жизнь. Как связаны эти понятия? Литературу невозможно воспринимать в отрыве от действительности. Литература является как бы второй параллельной реальностью. Многие аспекты жизни пересмотрены в ней по-иному. Литература вытекает из жизни....смотреть целиком
  7. Л. Н. Толстой (1828—1910) – творческий путь
    Педагогические взгляды Толстого не отличались строгой последовательностью; в них были те же противоречия, которые характерны для его мировоззрения. Отрицая теоретически нужность широкой воспитательной программы для народа, он в то же время самозабвенно...смотреть целиком