Идейные искания Толстого в 50-60-е годы нашли отражение и в его педагогической деятельности. Около трех лет, начиная с 1859 г., писатель занимается с крестьянскими детьми в открытой им Яснополянской школе. В 1862-1863 гг. Толстой издает педагогический журнал «Ясная Поляна», где публикует несколько статей на педагогические темы («Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у ребят?», «Прогресс и определение образования»).

Своеобразие педагогических взгляд Толстого в том, что они были связаны с общими поисками писателем идеала жизни, проблемами нравственного совершенствования. Ратуя за полную свободу человека, Толстой отрицал принуждение как средство педагогического воздействия. Процесс обучения ему хотелось строить на возбуждении интереса учащихся к преподаваемой дисциплине. С этой целью он рекомендовал вести занятия в свободной форме, в виде бесед, небольших лекций и т. д. Заслуживает внимания мысль Толстого о том, что воспитательный элемент заключен не только в наставлениях, но и в «преподавании наук, в любви учителя к своей науке и в любовной передаче ее, в отношении учителя к ученику». Если «хочешь наукой воспитать ученика,- писал Толстой,- люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их…». Толстой с большой любовью относился к своим ученикам. Он считал, что образованным людям «надо учиться у крестьянских детей, как писать», как обращаться со своим языком.

Занятия Толстого в Яснополянской школе были заметным шагом на пути его сближения с народом, способствовали этому и другие формы общественной работы, которая увлекла писателя в начале 60-х годов. Еще до реформы он подписывает докладную записку 105 тульских помещиков о необходимости освобождения крестьян с земельным наделом. В мае 1861 г. Толстого избирают мировым посредником, и он всячески стремится употребить ту должность для облегчения участи крестьян.

Толстой не мог писать о «торжестве» России в войне с Бонапартом, «не описав примеры неудач и нашего срама» в сражениях 1805-1806 гг. Так, отойдя к 1805 г., Толстой оказался перед необходимостью показать жизнь своих героев за период с 1805 по 1856 г. Но в процессе работы он решает ограничить хронологические рамки, сосредоточив главное внимание на событиях, связанных с Отечественной войной 1812 г. Этому способствовало, видимо, и то, что по мере разработки сюжета Толстого все больше и больше увлекала «мысль народная», т. е. идея о том, что подлинным вершителем истории являются не отдельные герои, не цари и полководцы, а трудовые массы. 1812 г. в полной мере подтверждал это. Поэтому, доведя события до 1820 г., Толстой посчитал свою тему исчерпанной, тем более, что вместо предполагаемой повести о декабристе получилось колоссальное четырехтомное произведение о «мире» и «войне» с широким охватом общественной и исторической жизни России первых двух десятилетий XIX в.



Богатство содержания определило и особую жанровую форму «Войны и мира». Сам Толстой считал, что «это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». Писатель пояснял, что «русская… художественная мысль не укладывается» в рамки обычного европейского романа и «ищет для себя» нового воплощения. Большинство исследователей определяют жанровое своеобразие «Войны и мира» термином «историческая эпопея». Произведение Толстого можно, конечно, назвать и романом (по объему, но не по характеру представленных в произведении картин). Дело в том, что Толстой воспроизвел события, относящиеся к жизни всей русской нации. Он показал не только судьбы отдельных героев (на этом строится обычно жанровая структура романа), но и судьбу народа, его движение во времени. «…Я старался,- говорил Толстой,- писать историю народа». При этом героико-патриотический пафос трудовых масс близок автору, составляет идейную основу его повествования.

В эпопее большое место занимают описания исторических событий и лиц. Воссозданию исторических эпизодов предшествовала тщательная и разнообразная работа писателя с источниками, документальными материалами.

Вопреки официальным писаниям победу в войне 1812 г. писатель представил как результат самоотверженных усилий народа, а не «мудрого» руководства со стороны государя. С особой убедительностью он раскрыл значение партизанской войны, роль Кутузова как народного полководца. Не довольствуясь подробным описанием Бородинского сражения, Толстой составляет карту расположения и перемещения войск в ходе сражения. Словом, его характеристика событий 1805-1812 гг., политической обстановки в Европе первых двух десятилетий XIX в. намного превосходит сочинения дворянско-буржуазных ученых. Но свою задачу Толстой видел не только в том, чтобы объяснить историческое прошлое, но и в том, чтобы приблизить его к читателю, запечатлеть его в живой форме.

Писатель хорошо понимал разницу между собственно историческими сочинениями и произведениями художественной литературы на историческую тему. «Как историк,- писал он,- будет неправ, ежели он будет пытаться представить историческое лицо во всей его цельности, во всей сложности отношений ко всем сторонам жизни, так и художник не исполнит своего дела, представляя лицо всегда в его значении историческом». Цель художника, по мнению Толстого, состоит в том, чтобы «каждый исторический факт… объяснить человечески». Этот принцип явился у Толстого исходным в обрисовке исторических лиц и событий. Каждый исторический персонаж предстает у писателя в конкретно-индивидуальном проявлении своих качеств. Толстой воспроизводит душевные ощущения, раздумья исторических лиц, обращает внимание на жесты, интонацию, мимику и т. д.

Народ в изображении Толстого - решающая - сила истории. Это подчеркнуто прежде всего тем, что война России с французскими завоевателями представлена как война народная, а победа над Наполеоном - как результат патриотических усилий трудовых масс, не потерпевших на своей земле иноземного насилия.

Похожие сочинения

  1. Философия истории Толстого
    Философия истории – взгляды на происхождение, сущность и смену исторических событий. Основные положения философии истории Толстого 1. Толстой считает, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых...смотреть целиком
  2. Рассказы Льва Толстого о животных
    Особенной поэтичностью отличаются рассказы Л. Толстого о животных («Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Булька» и др.). Они оказывают наибольшее воспитательное воздействие на маленьких детей. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни...смотреть целиком
  3. Истинный патриотизм и героизм в понимании
    “Дубина народной войны поднялась со всей своею грозной и величественной силой и , не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой , но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все...смотреть целиком
  4. Чехов был несравненный художник "художник жизни" (Л.Н. Толстой)
    А.П. Чехов прекрасный писатель конца второй половины 19 века. Он внес огромный вклад в великую русскую литературу своими замечательными рассказами и пьесами. Все произведения Чехова направлены на описание повседневной жизни людей. Писатель рассказывает...смотреть целиком
  5. Новаторство повестей Толстого
    Толстой начал свой путь как бесстрашный художник, по убоявшийся показать читателю всю сложность и противоречивость его души, его внутреннего мира, и он очень последовательно пришел затем к бесстрашию человека и гражданина, сказавшего людям о лжи той...смотреть целиком
  6. Раскрытие душевных переживаний героев в военных рассказах Толстого  Новое!
    В каждом из рассказов - своя тональность. «Севастополь в декабре» патетически публицистичен; «Севастополь в мае» - остро критичен; «Севастополь в августе 1855 года» - правдиво героичен. Их нужно читать вместе, как единый цикл. Главное, что увидел и узнал...смотреть целиком
  7. Жизнь и творчество Л.Н.Толстого
    Ему было близко всё человечество. Но любил он, непобедимой любовью, свою Россию. Её душу понимал он, как никто, красоту её природы изображал с совершенством непостижимым. В.Я.Брюсов По рождению и воспитанию Лев Николаевич Толстой принадлежал к...смотреть целиком