После романа «Воскресение» в 900-е годы им были созданы такие рассказы, как «После бала», «За что?» и др. В рассказе «После бала», рисуя сцену чудовищной жестокости в обращении с солдатами, показывая кризис героя, его решение о «неучастии во зле», Толстой еще раз возвращается к проблеме «духовного рождения» человека. Рассказ «За что?» обличает реакционную роль русского самодержавия в международной жизни Европы, он проникнут сочувствием к польской революции, подавленной Николаем 1. На склоне лет великий писатель создал замечательную повесть «Хаджи-Мурат» - о событиях из истории Кавказской войны. Присоединение Кавказа к России было явлением прогрессивным, в интересах кавказских народов, имело большое значение в истории их развития. Но царское правительство осуществляло свою политику с присущими ему жестокостью и насилием, что вызвало возмущение горцев, сопротивление с их стороны. Образ непокорного, свободолюбивого борца за свободу своего народа Хаджи-Мурата согрет искренней симпатией автора. Простота, ясность языка делают повесть необыкновенно поэтичной.
Во второй, половине 80-х годов Толстой и его последователи создали издательство «Посредник», цель которого была выпускать недорогую литературу для народа. Наряду с художественными произведениями в издававшихся сборниках помещались отрывки из философских сочинений, высказывания великих людей по различным общественным вопросам.
Лев Николаевич Толстой стремился ближе стать к русскому народу и духовно, и по образу жизни. Однако в” своей любви к народу писатель не замечал его слабых сторон и в забитых, неграмотных крестьянах ценил безмерное терпение, покорность, стихийную веру в бога. Как гениальный художник-реалист, Толстой резко критиковал общественный строй, правительство царской России. Разоблачая зло и насилие, он поднимался до сочувствия борющимся со злом и оправдывал их борьбу. Но вместе с тем в своих философских сочинениях писатель звал не к борьбе, а к терпению, непротивлению злу насилием. Единственный путь борьбы писатель видел в постоянном самоусовершенствовании человек. Он полагал, что революционная борьба не пробудит лучших чувств человека, не откроет лучших сторон в нем, но ожесточит его, тогда как терпеливое непротивление и постоянное самоусовершенствование приведут к познанию того, что всякий человек есть брат твой и ты не должен делать ему зла.
Лев Николаевич Толстой покинул Ясную Поляну. Весь мир был взволнован уходом великого человека из своею родового гнезда и с тревогой следил за его путешествие. В дороге Толстой заболел воспалением легких. Пришлось сойти с поезда на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Начальник станции Иван Иванович Озолин предоставил писателю свою квартиру. 7 ноября 1910 года Льва Толстого не стало. Поток людей хлынул в Ясную Поляну для того, чтобы отдать последний долг величайшему человеку. По воспоминаниям современников, все поезда были, переполнены. Тульское шоссе представляло невиданное зрелище: десятки автомобилей неслись один за другим мимо сел и деревень, нарушая гудками ночную деревенскую тишину. По шоссе двигались в экипажах и пешком горожане, учащиеся, рабочие и крестьяне. У станции Козлова Засека крестьяне соседних деревень провели всю ночь в ожидании прибытия гроба. «Не спала и Ясная Поляна…
Наступило раннее туманное утро 9 ноября. Взоры людей обращены в ту сторону, откуда должен прийти поезд с дорогим прахом. Отдаленный гудок локомотива печальным эхом отозвался в Яснополянских холмах. Наступила тишина. Медленно подходил поезд к станции Козлова Засека. Живой стеной склонились благоговейно люди, и тихое, стройное пение - «Вечная память» - полилось из тысячной груди».
Вся дорога в Ясную Поляну была устлана ельником. Печальную процессию открывали крестьянские подводы с венками. За подводами крестьяне несли большой белый транспарант с надписью: «Лев Николаевич, память о твоем добре не умрет среди нас, осиротевших крестьян Ясной Поляны».
Л. Н. Толстой похоронен в Ясной Поляке, в лесу, в полуверсте от его дома. Он сам указал место для своей могилы на краю оврага Старого Заказа, где в детстве вместе с братьями искал зеленую палочку, которая должна была сделать всех людей счастливыми. Завещал Толстой похоронить его просто, «в самом дешевом гробу, как хоронят нищих. Цветов, венков не класть, речей не говорить». На могиле его нет ни памятника, ни могильного камня с надписью, никаких украшений. Воля великого писателя земли русской священна для его потомков.