Герой автобиографического рассказа «Утро помещика» Дмитрий Нехлюдов искренне желает облегчить жизнь своих крестьян, но сталкивается с непониманием и неприятием любых его предложений. Главный конфликт произведения заключается и столкновении двух социальных психологии — помещичьей и крестьянской, примирение между которыми невозможно. Нехлюдов, остро ощущающий свою разобщенность с народным миром, иллюзорность всех своих планов и проектов, крах филантропических затей, не в состоянии разорвать этот замкнутый круг.

У него даже возникает желание «опроститься», он испытывает зависть к простоте и естественности жизни и сознания крестьян. Заканчивается рассказ многозначительной сценой: перед воображением Нехлюдова вдруг раскрывается вся Россия, он видит «золотые города, облитые ярким солнцем, и синее небо с частыми ввездами…». Показательно, что традиционные для русской классической литературы мотивы полета и дороги вызваны были у героя рассказа воспоминаниями о ямщике Илюшке — красивом, веселом, сильном парне.

* «Славно!» — шепчет себе Нехлюдов; и мысль: зачем он не Илюшка — тоже приходит ему».

Новаторство и мастерство Толстого в «Утре помещика», по определению Чернышевского, выражается в том, что он «передает не только внешнюю обстановку быта поселян, но, что гораздо важнее, их взгляд на вещи». Жизнь русской деревни передана в рассказе во всей ее сложности и противоречивости. Забитость и нищета русского мужика (достаточно вспомнить описание избы Ивана Чурисенка), максимально правдиво воссозданные в «Утре помещика», придавали рассказу социально-обличительный характер. Такая же тенденция свойственна и рассказу «Поликушка» (862), в котором глубоко раскрыта трагичность судьбы крепостного крестьянина.

Рассказ «Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн» (1857) написан по живым впечатлениям первого заграничного путешествия Толстого. Герой рассказа посещает модный курорт Люцерн (Швейцария), он задумывается о губительном влиянии цивилизации на природу, об отсутствии подлинного общения между людьми. «Простое, первобытное чувство человека к человеку» вытесняется комфортом, тщеславием и корыстью. Обличительный пафос достигает особой силы в эпизодах, где рассказчик с душевной болью повествует о бедственном положении нищего музыканта, которому богатые люди не бросили ни единой монетки: «Отчего этот бесчеловечный факт, невозможный ни в какой деревне…— возмущается Д. Нехлюдов, за которым явно стоит автор,— возможен здесь, где цивилизация, свобода и равенство доведены до высшей степени?..» Однако в конце рассказа обличительный пафос заметно снижается, ибо Толстой провозглашает в финале веру в некий «всемирный дух», «вечные нравственные начала». отмечал, что уже в «Люцерне» проявился комплекс идей, связанный у Толстого с полным отрицанием цивилизации и возвеличиванием инстинктивных, блаженнейших, первобытных «потребностей добра в человеческой натуре».

Постоянное для писателя утверждение идеала простой, естественной жизни, единства человека и природы было положено в основу его рассказа «Три смерти» (1858). Идея произведения была раскрыта в одном из писем Толстого (от мая 1858 г.): «Моя мысль была: три существа умерли: барыня, мужик и дерево.— Барыня жалка и гадка, потому что лгала всю жизнь и лжет перед смертью. …Мужик умирает спокойно, именно потому, что он не христианин. Его религия другая, хотя он по обычаю и исполнял христианские обряды; его религия — природа, с которой он жил… Дерево умирает спокойно, честно и красиво. Красиво — потому что не лжет, не ломается, не боится, не жалеет». В рассказе отчетливо проявляется своеобразие этики и эстетики писателя, ставших основными для всего его последующего творчества. Он поэтизирует преимущественно стихийные и бессознательные начала. Прекрасно и мудро все естественное, связанное с природой, живущее по ее законам. Ложно и безобразно то, что нарушает эти законы, что искусственно и далеко от простых, «первобытных» чувств. На столкновении этих противоположных принципов построена повесть «Казаки».

Похожие сочинения

  1. Философия истории Толстого
    Философия истории – взгляды на происхождение, сущность и смену исторических событий. Основные положения философии истории Толстого 1. Толстой считает, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых...смотреть целиком
  2. Лев Николаевич Толстой великий русский писатель  Новое!
    Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель, родился 28 августа 1828 года. Ему было 9 лет, когда погиб Пушкин. Тринадцатилетним подростком он узнал о дуэли и смерти Лермонтова. Когда умер Гоголь, он был уже автором повести “Детство”. Толстой знал...смотреть целиком
  3. Дети в изображении Л. Толстого
    В одной из своих статей Л. Толстой писал, что дети любят мораль, но только умную, а не «глупую». Этой мыслью пронизаны и псе сто рассказы для детей. Он стремится вызвать глубокие переживания ребенка, воспитать в нем любовь и уважение к людям. Считая...смотреть целиком
  4. «Мысль семейная» в творчестве Льва Толстого  Новое!
    Литература и жизнь. Как связаны эти понятия? Литературу невозможно воспринимать в отрыве от действительности. Литература является как бы второй параллельной реальностью. Многие аспекты жизни пересмотрены в ней по-иному. Литература вытекает из жизни....смотреть целиком
  5. Метод художественного изображения войны в творчестве Толстого  Новое!
    В Севастопольских рассказах Толстого уже отчетливо определился метод художественного изображения войны в полную силу проявившийся на страницах «Войны и мира». В них (и близких к ним но времени - кавказских рассказах) отчетливо намечена та типология солдатских...смотреть целиком
  6. Сочинение по тематике военных рассказов Л. Толстого
    Военные рассказы. Годы, проведенные Л. Толстым в обстановке военных действий сначала на Кавказе, а затем в Крыму, где он участвовал в героической обороне Севастополя, были серьезной школой формирования его литературного таланта, школой выработки нравственных...смотреть целиком
  7. Первые книги Марка Твена
    Обложку самой первой; его книги украшала огромная лягушка ярко-желтого цвета, резко выступающая на блеклом, светло-кремовом фоне переплета. Таких лягушек в природе не бывает. Но Твен ведь и написал о лягушке поистине необыкновенной. Об этой лягушке рассказывали...смотреть целиком