Стремясь реализовать на прак­тике свои новые требования к литературе, Толстой создает ряд народных рассказов («Чем люди живы», «Два брата и золото», «Упустишь огонь — не потушишь», «Много ли человеку земли нужно» и др.), близких по стилю к фольклорным произве­дениям — притчам, сказкам, легендам. Толстой рас­сматривал свои народные рассказы как опыт со­здания новой литературы, адресованной читателям всех возрастов и всех сословий.

К народным рассказам по содержанию, внутрен­нему пафосу и стилю близка народная драма «Власть тьмы» (1887), замечательная своим народным язы­ком, запоминающимися характерами действующих лиц, суровым реализмом в изображении деревенс­кого быта.

Другой аспект русской жизни был отражен в ост­роумной комедии «Плоды просвещения» (1891), в ко­торой ощущаются живые традиции «Горя от ума» и «Ревизора» (быстрота развития действия, сатирические характеристики персонажей, меткий язык, мастерство диалога). Уже в названии содержится определенная перекличка с предыдущей пьесой Толстого: там тьма, здесь свет («просвещение»). На самом же деле ко­медия зло и язвительно высмеивает увлечение об­разованных и «просвещенных» господ спиритизмом, глупые барские затеи, особенно нелепые и даже ос­корбительные на фоне мужицкой нищеты.

С народными рассказами сближаются не только драматические произведения Толстого, но и его повести, посвященные всегда волновавшей его пробле­ме смысла жизни. Теперь особое внимание он обра­щает на исследование ложного, извращенного миро­воззрения представителей господствующих классов, принимавших устоявшиеся взгляды на жизнь, соб­ственность, семью, любовь за нечто постоянное, не подлежащее ни малейшему сомнению. Таков герой повести «Холстомер» (начатой в 1863 и законченной в 1885 г.) князь Серпуховской.В повести «Смерть Ивана Ильича» (1884—1886), как и в «Холстомере», нравственная проблема соче­талась с социальной. Трагедия героя, только перед смертью осознавшего весь ужас своего пошлого су­ществования, изображена писателем как совершенно неизбежное, закономерное следствие того образа жиз­ни, который он и все его окружающие восприни­мали как нечто совершенно нормальное, общеприз­нанное и абсолютно правильное. С гениальным мас­терством Толстой раскрыл запоздалое прозрение своего героя, безнадежное отчаяние одинокого человека, который только перед смертью понял, что вся его прошлая жизнь была самообманом.,

В художественных произведениях, созданных пос­ле перелома, Толстой раскрывал весь ужас господст­вовавших в жизни лжи, обмана, бездуховности, заставлявших наиболее чутких и совестливых людей мучаться, страдать, даже совершать преступления («Крейцерова соната», 1887—1889, «Дьявол», 1889— 1890, «Отец Сергий», 1890—1898). Наиболее полно и художественно совершенно новые настроения Тол­стого выразились в его романе «Воскресение».

Похожие сочинения

  1. Философия истории Толстого
    Философия истории – взгляды на происхождение, сущность и смену исторических событий. Основные положения философии истории Толстого 1. Толстой считает, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых...смотреть целиком
  2. Творчество Толстого для детей  Новое!
    А.Н.Толстой (1883-1945), прозаик, драматург и публицист реалистического направления, получил первое признание читателей после выхода его сборника прозы «Сорочьи сказки» (1910) - серия набросков на темы фольклора. Эти наброски не имеют идеи, их форма...смотреть целиком
  3. Драмы души (Позднее творчество Л.Н.Толстого)
    Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться! Т.Драйзер К концу 70-х — началу 80-х годов XIX века в мировоззрении Толстого наступил перелом, подготовленный всем хэдом исторического развития пореформенной России....смотреть целиком
  4. Лез Николаевич Толстой
    Толстой родился 28 августа 1828 г. в старинной дворянской семье. Отец его, граф Николай Ильич Толстой, участник войны 1812 г., подполковник в отставке, женился в 1822 г. на немолодой, но богатой княжне Марии Николаевне Волконской. В числе владений, которые...смотреть целиком
  5. Социальные мотивы в ранних повестях Толстого  Новое!
    Как это бывает у всякого большого писателя, первое произведение Толстого явилось важной заявкой на будущее. В повести «Детство» и в двух других повестях, входящих в биографическую трилогию, мы находим многие черты, которые будут характерны также для...смотреть целиком
  6. Богатство душевного мира героев Л. Н. Толстого
    Творчество Толстого охватывает большой период времени—с 50-х годов XIX века до 10-х годов XX века. Он принимает участие в Крымской войне, он видел крепостную жизнь, был свидетелем реформы 1861 года и нарастаний революционного движения в 90-е годы XIX...смотреть целиком
  7. Истинный патриотизм и героизм в понимании
    “Дубина народной войны поднялась со всей своею грозной и величественной силой и , не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой , но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все...смотреть целиком