Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: fopen(/home/bitrix/ext_www/mysoch/files/cache//_authors/tolstoi/_self/tvorchestvo_tolstogo_v_nachale_70_h_godov/mysoch_page1.cache): failed to open stream: No such file or directory in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 100 Warning: fputs() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 101 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 102
Страница: [ 1 ]  2  

Променяв занятия литературой на школьные занятия, Толстой, однако, испытывал сильную теску по писательскому труду. Откровенно признавался он в том А. В. Дружинину весной 1860 года: «Сначала было тяжело разорвать связь с литературой, задавить в себе честолюбивую потребность высказываться, но теперь, напротив, все вокруг меня стало гораздо яснее, проще и ближе ко мне, чем было… Дело не так красиво и свободно, но прочнее и ощутительнее». На пути сближения с народом педагогическая деятельность имела для Толстого не меньшее значение, чем его участие в обороне Севастополя. Писатель еще ближе, глубине и полнее узнал, как живет народ, с чем он думает, чего желает, на что надеется. Он пришел к выводу, что «насущнейшая потребность русского народа есть народное образование», но что в царской России «образования этого нет».

В педагогическом журнале «Ясная Поляна», который Толстой издавал в 1862 году, он поместил ряд статей, содержащих его теорию педагогики и описание опыта работы в школе («О народном образовании», «О методах обучения грамоте», «Воспитание и образование», «Об общественной деятельности на поприще народного образования» и другие). В них, а также в статьях, написанных в начале 70-х годов, Толстой подверг смелой и острой критике казенную школу. Все свои рассуждения и выводы он строит, основываясь на твердом убеждении в том, что «школа хороша только тогда, когда она сознала те основные законы, которыми живет народ». Он убедился в том, что народ противодействует казенным формам образования, и вас остальных.

Толстой был убежден, что стремление людей к образованию «имеет основанием потребность к равенству». Его крайне возмущала казенная «педагогия», представители которой говорили, что детей народа можно допускать к занятиям наукой, искусством и литературой лишь «с известными ограничениями». Толстой отвечал на это словами, полными гнева и сарказма: «…Бессмыслица в самом постановлении такого вопроса, как вопрос: имеют ли дети народа право на искусства? Спросить это - точно то же, что спросить: имеют ли право дети народа есть говядину, право удовлетворять свою человеческую. Ему была глубоко чужда теория искусства «для избранных». «Я считаю все это несправедливым,- писал Толстой.- Я полагаю, что потребность наслаждения искусством и служение искусству лежат в каждой человеческой личности, к какой бы породе и среде она ни принадлежала, и что эта потребность имеет права и должна быть удовлетворена» . Тогда же Толстой пришел к убеждению, что «требования парода от искусства законнее требований испорченного меньшинства так называемого образованного класса». В народе, утверждал писатель, он нашел «больше сознания правды и добра», нежели в господствующих классах, и потому он «должен склониться на сторону народа». Весьма интересны доводы, которыми Толстой в ту пору обосновывал свое решение «склониться» на сторону народа. «Все вопросы разрешаются весьма просто…- писал он,- нас тысячи, а их миллионы».

К этому неоспоримому аргументу (люди из народа составляют огромное большинство по сравнению с людьми, принадлежащими к господствующим классам) Толстой в дальнейшем прибавит новые, еще более веские: трудовой народ создает все необходимое для жизни, он кормит и одевает всех живущих на земле людей. Стремясь придать делу народного образования как можно более широкий размах, писатель пытался организовать «Общество народного образования», а также открыть курсы по подготовке учителей для начальных школ, называя их «университетом в лаптях». Прекрасно зная, что он находится «на дурном счету у правительства», Толстой просил писателя Е. П. Ковалевского, брат которого был министром народного просвещения, посодействовать его хлопотам и повести с начальством переговоры о поддержке его педагогических начинаний. Однако власти не разрешили Толстому ни открытия «Общества народного образования», ни устройства «университета в лаптях».

Еще не зная решения властей, Толстой писал Е. П. Ковалевскому: «Позволят или нет, а я хоть один, а все буду составлять тайное общество народного образования». Писатель возлагал на школы исключительно большие надежды и потому противопоставлял тогда школьную деятельность всем другим возможным для него формам общественной деятельности.

Широкий размах, который приобрела деятельность Толстого-педагога, необычность его взглядов на задачи образования привлекли внимание общества и печати к педагогическому эксперименту в Ясной Поляне, а также вызвали подозрения со стороны охранителей «порядка». Министр внутренних дел П. А. Валуев писал о журнале «Ясная Поляна» министру просвещения А. В. Головину: «Я считаю нужным обратить внимание Вашего превосходительства на общее направление и дух этого журнала, нередко низвергающие самые основные правила религии и нравственности. По распоряжению жандармского начальства в середине февраля в Тулу приехал из Москвы сыщик М. И. Шипов (Зимин). Он должен был установить слежку за Толстым и учителями, работавшими в устроенных писателем школах для крестьянских детей.


Летом 1862 года Шипов передал чиновнику московского военного генерал-губернатора обширный донос на Толстого, сохранившийся в секретном «Деле… о графе Льве Толстом», заведенном тогда Отделением собственной его императорского величества канцелярии.

При Толстом, сообщал Шипов, «находится более 20 студентов разных университетов и без всяких видов». Они занимают должности учителей крестьянских мальчиков, а также писарей в волостных правлениях. По воскресным дням все они собираются к графу. «Цель этих посещений или собраний студентов у графа мною еще не узнана»,- добавлял Шипов к собранным им сведениям.

Далее фантазия у сыщика разыгралась, и, чтобы доказать, что он не напрасно получает деньги, Шипов навыдумывал такое, что начальство перепугалось. Весной, писал сыщик, в Ясную Поляну были доставлены из Москвы «литографические камни со шрифтом и какие-то краски». На этих камнях предположено было печатать какие-то запрещенные сочинения.

Шипов указывал срок и место начала их печатания: в августе, в курском имении Толстого, куда тайно были перевезены «все эти камни и инструменты». В доме Толстого «из кабинета и канцелярии устроены потайные двери и лестницы, л вообще дом в ночное время всегда оберегается большим караулом…». Однако последствия были: Толстому пришлось закрыть школу и прекратить издание журнала «Ясная Поляна». А главное - с этих пор за писателем учреждается тайное полицейское наблюдение, и он до конца дней останется лицом поднадзорным. Но уже в это время в суждениях Толстого с большой силой прозвучит и другой мотив: интеллигенция должна не только учить народ, но и учиться у народа. В 1862 году он напечатал в журнале «Ясная Поляна» ставшую тогда же знаменитой статью «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят». И сегодня она поражает не только страстностью тона, с которой писатель защищает мысль о необыкновенной даровитости детей народа, но и проникновенным описанием процесса художественного творчества. Подробно и взволнованно рассказывая о том, как двое школьников - Федька и Сёмка - создавали повесть из крестьянской жизни, Толстой воссоздает картину зарождения «таинственного цветка поэзии». «Мне,- говорит писатель,- и страшно и радостно было, как искателю клада, который бы увидал цвет папоротника: радостно мне было потому, что вдруг, совершенно неожиданно, открылся мне тот фи-, лософский камень, которого я тщетно искал два года - искусство учить выражению мыслей».

Вначале ученики Толстого долго «не понимали главного». Они «не понимали искусства - красоты выражения жизни в слове и увлекательности этого искусства». Здесь Толстой дал одно из своих первых определений сущности искусства как «выражения жизни в слове» и одного из могучих средств «выражения мыслей» о жизни. Сочетание того и другого он всегда будет считать целью и смыслом художественного творчества. Писатель многое рассказал в статье и о своих поисках наиболее выразительных приемов и способов художественного воспроизведения реальной действительности.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Философия истории Толстого
    Философия истории – взгляды на происхождение, сущность и смену исторических событий. Основные положения философии истории Толстого 1. Толстой считает, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых...смотреть целиком
  2. Лев Николаевич Толстой (1828—1910)
    Важным делом служения народу были его педагогическая деятельность в Ясной Поляне и создание учебных книг для народных школ России. «Азбука» и «Новая азбука» с четырьмя «Русскими книгами для чтения», написанные в 70-е годы, относятся к той части литературного...смотреть целиком
  3. Особенность творчества Л. Н. Толстого  Новое!
    Творчество Толстого определяется нравственно-философ­ской проблематикой. Главным объектом познания является жизнь человеческой души. Социальные противоречия совре­менной ему действительности Толстой показывал с нравствен­ных позиций патриархального крестьянства....смотреть целиком
  4. Интерес Толстого к революции и революционерам
    Интерес Толстого к революции и революционерам возник довольно рано, и его характер на протяжении толстовского пути претерпевал заметные изменения. Еще в 60-е годы, в годы зарождения первой революционной ситуации, Толстой написал пьесу «Зараженное семейство»,...смотреть целиком
  5. Изучение души человеческой в творчестве Льва Толстого  Новое!
    Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне, близ Тулы, где и прошли детские годы будущего писателя. Писать Толстой начал с семи лет. К нам дошла его тетрадь, датированная 1835 годом, которая называлась «Детские забавы». Здесь...смотреть целиком
  6. Жизнь и человек в произведениях Толстого  Новое!
    Сочинение на примере романа «Война и мир». Жить для себя одного нельзя - это духовная смерть. «Жизнь только тогда, когда живешь для других», - писал Толстой. В романе этот принцип настоящей жизни является главным. Каратаев считал жизнь настоящей только...смотреть целиком
  7. Живые очерки солдатских и офицерских типов в военных рассказов Толстого  Новое!
    В статье «Несколько слов по поводу книги «Война и мир», напечатанной в 1868 году, в пору завершения романа, Толстой пояснял свое изображение войны ссылкой на собственный военный опыт. В кавказских и севастопольских рассказах действительно найдено многое,...смотреть целиком