19 декабря 1900 г. Толстой записывает в днев­нике: «Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтоб его произве­дение было исканием. Если он все нашел и все знает, и учит или нарочно потешает, он не дейст­вует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливаются с ним в поисках».

Лев Толстой всю свою долгую жизнь искал, искал напряженно, безостановочно, страстно. Это относи­лось и к его поискам своего пути в литературе.

Каждый великий художник потому и называется великим, что он совершает в своем творчестве худо­жественные открытия. Он обнаруживает в жизни то, что ни его предшественники, ни его современ­ники не заметили.

Так произошло и с Толстым. Не он первый напи­сал роман на историческую тему и обратился к изо­бражению народной жизни. И до него уже изобра­жался внутренний мир литературных героев. Но толь­ко Толстой создал не привычный исторический роман, а роман-эпопею, только он сумел так глубоко про­никнуть в психологию человека, как никто другой.

В литературе давно уже существовали темы: вой­на, смерть, крестьянская жизнь. Но у Толстого они раскрыты совершенно по-новому. Теперь нельзя уже создавать, например, литературное произведение о войне, не обращаясь к писательскому опыту Толсто­го: именно он не побоялся описывать войну «в ее настоящем выражении, в крови, в страданиях, в смерти». К слову сказать, Иван Франко обращал в свое время особое внимание на то, как проникно­венно описывает Толстой во многих своих произве­дениях смерть человека: «Эти описания сами по себе заслуживали бы отдельного исследования, как уникум в своем роде в мировой литературе».

Благодаря Толстому художественное познание че­ловеческой души, вообще изображение в литературе психологических процессов, приобрело совершенно новый характер. Для того чтобы проникнуть во внутреннюю жизнь другого человека, надо, считал писатель, прежде всего изучить «тайны человеческо­го духа в самом себе». Беспощадный самоанализ, предпринятый Толстым в его дневнике (а он вел дневник на протяжении многих лет), во многом помог ему понять тот «таинственный процесс, по­средством которого вырабатывается мысль и чувство».Влияние Толстого на русскую и мировую литера­туру огромно. Не только художественное творчество гениального писателя, но и он сам, его неповто­римая личность оказывались своеобразным ориенти­ром в отстаивании и защите великих общечелове­ческих идеалов.

Молодое поколение современников Толстого — Че­хов, Гаршин, Короленко, Куприн, Бунин — могли косвенно или даже прямо полемизировать с великим писателем, но они не могли пройти мимо его художе­ственных достижений, потому что ясно отдавали себе отчет в том, что дальнейшее развитие литературы не­возможно без учета и использования того, что сделал автор «Войны и мира» и «Смерти Ивана Ильича».

Еще при жизни к Толстому пришла мировая слава. Давно уже безоговорочно признано величие Толстого в странах Европы и Америки, в Индии, Китае, Японии, Африке. Все признают громадный литературный и — особо отметим — нравственный ав­торитет гениального представителя русской литера­туры, открывшего новую страницу в истории миро­вой художественной культуры. Ограничимся выска­зыванием известного французского писателя Анатоля Франса: «Как эпический писатель, Толстой — наш общий учитель; он учит нас наблюдать человека и во внешних проявлениях, выражающих его приро­ду, и в скрытых движениях его души; он учит нас богатством и силой образов, одушевляющих его твор­чество; он учит нас безошибочному выбору поло­жений, которые могут дать читателю ощущение жизни во всей ее бесконечной сложности».

Обращение к бесценному опыту Толстого во мно­гом способствует постановке в литературе острейших проблем нравственности, «вечных вопросов» о смыс­ле жизни, месте человека в обществе, о его мораль­ной ответственности за себя и за все, что совер­шается в мире.

Похожие сочинения

  1. «Редкие писатели... так сильно убеждены в единстве мысли и поступка, как граф Л. Н. Толстой»
    Героям Л.Н. Толстого в высшей степени свойственно ощущение необходимости соответствия своей жизни определённым нравственным критериям, гармонии своих действий и убеждений, отсутствие разлада между поступками и собственной совестью. Несомненно, это позиция...смотреть целиком
  2. Лез Николаевич Толстой
    Толстой родился 28 августа 1828 г. в старинной дворянской семье. Отец его, граф Николай Ильич Толстой, участник войны 1812 г., подполковник в отставке, женился в 1822 г. на немолодой, но богатой княжне Марии Николаевне Волконской. В числе владений, которые...смотреть целиком
  3. Сочинение по автобиографической трилогии Л. Толстого
    Автобиографическая трилогия. Появление в 1852 г. на страницах журнала «Современник» повестей Л. Толстого «Девство», а затем «Отрочество» (1854) и «Юность» (1857) стало знаменательным событием в русской литературной жизни. Повести эти получили название...смотреть целиком
  4. Лев Толстой, жизненный путь
    Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его. Л. Толстой ...смотреть целиком
  5. Реализм Л. Н. Толстого в изображении войны
    Будучи сам защитником Севастополя, Л. Н. Толстой сумел реалистично изобразить будни войны, ее тяготы и невзгоды. Писатель был решительно против “красивого” изображения боя. В “Севастопольских рассказах” на первое место выходят не битвы и сражения, а...смотреть целиком
  6. Женские образы в романах Л. Толстого
    Темы сочинений. Духовная и внешняя красота в образах Марьи Болконской и Элен Курагиной. Противоречивый образ Анны Карениной (по одноименном романе Л. Толстого). Что делает человека счастливым? Немецкий философ Кант утверждал, что только сознательное...смотреть целиком
  7. Лев Николаевич Толстой – Чтоб жить честно
    «Мне смешно вспомнить, как я думывал и как вы, кажется, думаете, что можно себе устроить счастливый и честный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаяния, без путаницы жить себе потихоньку и делать не тороцясь, аккуратно все только хорошее....смотреть целиком