Ф. Шиллер принадлежал к поколению писателей «бури и натиска», чьи произведения всегда были проникнуты силой, эмоциональностью порыва бунтующего героя. Но, как писал В. Г. Белинский, «не из книг почерпнул Шиллер свою ненависть к униженному человеческому достоинству в современном ему обществе: он сам, еще дитятею и юношею, перестрадал болезнями общества и перенес на себе влияние его устарелых форм...» Именно поэтому уже первая драма писателя «Разбойники» поразила читателей глубиной чувства, энергией и силой, нерушимым стремлением к правде и справедливости.
Герои произведения — не столько разбойники, сколько организованный отряд народных мстителей. Это довольно образованные люди, которых жизненные неудачи, разочарования и обиды, страстная жажда деятельности и стремление к переменам привели на путь разбоя.
Из них особенно выделяется главный герой — благородный разбойник Карл Моор. Свою долю добычи он раздает бедным, «но если ему представляется случай пустить кровь помещику, дерущему шкуру со своих крестьян, или проучить бездельника в золотых галунах, который криво толкует законы... тут, братец ты мой, он в своей стихии. Тут словно черт вселяется в него...» Жалеющий, что погасла в душах людей «сверкающая искра Прометея», герой выступает против несправедливых законов, господствующих в мире, где заставляют «ползти улиткой и того, кто мог бы взлететь орлом». Стремление к правде и справедливости руководит всеми поступками героя. Так, когда его отряд нападает на карету графа, в которой находится адвокат, выигрывающий судебные дела благодаря своим проискам и плутням, Моор грозно бросает ему: «А! Это ты, прохвост, правосудие делаешь продажной девкой?» Он убивает адвоката, грабить не его занятие.
Однако писатель в своих произведениях стремится не только обличать зло. Он также заставляет размышлять о путях борьбы, об ответственности человека за свои поступки, за всю свою жизнь. Героями его социальных и политических трагедий часто становятся простые бедные люди, наделенные, однако, чувством собственного достоинства и незаурядным мужеством, которые оказываются в столкновении с сильными мира сего. Такова героиня драмы «Коварство и любовь» Луиза Миллер. Сын богатого и влиятельного министра готов на любые жертвы во имя любви к этой девушке. Он стремится противостоять предрассудкам и коварству этого жестокого мира, но одной готовности на жертвы недостаточно, чтобы противостоять злу, наделенному властью и окруженному верными слугами, способными на любую подлость. Ценой гибели своих героев Шиллер желает утвердить право человека на свободу чувства, на личное счастье. Их гибель является обличением несправедливых порядков и гимном человеческому достоинству.
Но писатель не останавливается на том, чтобы изображать события и нравы одной местности, одного сословия, одной страны. Его волнуют более глубокие и масштабные вопросы. Шиллер стремится полнее и шире представить болезни века, осудить произвол и тиранию, обнажает сам механизм власти, политическую систему, утверждающую господство класса, силу традиций, классовые предрассудки. Он призывает к движению вперед, к прогрессу человеческого разума и воли. Так, в «Дон Карлосе» его герой бросается с мольбой к королю, призывая дать подданным свободу мысли:

Опередите ж королей Европы!
Лишь росчерк вашей царственной руки —
И обновится мир.

Писатель верил в безграничные возможности разума, в то, что с торжеством мысли наступит и торжество справедливости, отпадут суеверия и предрассудки. Именно поэтому он, в лице своего героя, стремится заразить высокой идеей правителя, У которого есть сила, власть и средства, которых недостает обыкновенному человеку, чтобы изменить мир. Автор убежден в развитии человечества по пути прогресса. Наверное, потому, что сам он ни на миг не остается на месте. Гете отмечал, что при встречах с Шиллером поражался стремительному развитию его мысли. Каждый раз он обнаруживал новую ступень в его знаниях, суждениях, оценках. Писатель представал перед ним «во все более совершенном облике».
Творчество Ф. Шиллера направлено было на служение делу свободы и справедливости, строго осуждая век неразумия, жестокости и коварства. Несомненно, благодаря своим прогрессивным идеям, постоянному движению вперед писатель приобрел широкую известность и любовь читателей во многих странах.

Похожие сочинения

  1. Великий немецкий поэт Фридрих Шиллер
    Своего апогея эта фальсификация творчества Шиллера достигла у немецких реакционных историков литературы в период первой империалистической войны и в годы господства нацизма. Эти «исследователи» старались сделать из Шиллера ярого националиста. Буржуазная...смотреть целиком
  2. Лирика Тараса Шевченко и Фридриха Шиллера
    Тарас Шевченко был человеком образованным. Он интересовался творчеством писателей мировой литературы. Формирование его идеалов как художника и поэта, общественного деятеля связано с передовой философской мыслью Европы. Шевченко знал и любил творчество...смотреть целиком
  3. Шиллер в оценке передовой русской критики
    Борьба за исторически верное и подлинно научное истолкование творчества великого немецкого писателя шла не только в Германии, но и в России, где Шиллер — поэт и драматург, Шиллер — автор трудов по вопросам эстетики — был давно и хорошо известен. Мы можем...смотреть целиком
  4. Цикл философских стихотворений Шиллера  Новое!
    В 1795 году Шиллером был написан цикл стихотворений на философские темы, родственные его статьям по эстетике. К ним надо отнести стихотворения: «Поэзия жизни», «Власть песни», «Танец», «Пегас в ярме», «Мечты», «Идеал и жизнь», «Гений», «Саисская статуя...смотреть целиком
  5. Фридрих Шиллер — «благородный адвокат человечества»
    Фридрих Шиллер (1759—1805) — «благородный адвокат человечества» (В. Г. Белинский), друг и соратник Гёте, разделял его гуманистические убеждения. Но в творчестве Шиллера рядом с пламенной защитой свободы человека прозвучало горестное признание исторической...смотреть целиком
  6. Литературные интересы молодого Шиллера
    С восторгом были встречены появившиеся тогда пьесы писателей «бури и натиска» – Клингера, Герстен-берга, Лейзевица и других. Чтение Лейзевица вдохновило Шиллера на создание трагедии «Козьма Медичи», которая, как и другие ранние литературные опыты Шиллера,...смотреть целиком
  7. Поэтические обработки Шиллером произведений других авторов  Новое!
    Как только поэт переселился в Веймар, он со всей присущей ему страстностью принялся помогать Гете в руководстве театром. Прежде всего необходимо было подобрать соответствующий задачам Веймарского национального театра репертуар. С этой целью Шиллер в...смотреть целиком