Современник и единомышленник Гете, Шиллер вошел в историю мировой литературы как один из ярчайших представителей немецкого просветительского движения. “Немецкий гений”, как называл его философ Гегель, Шиллер был пылким борцом против каких-либо форм тирании и угнетения человека, “благородным адвокатом человечества”, по словам русского критика В.Белинского. Трагизм его величественной борьбы заключался в осознании невозможности утверждения просветительских идеалов в современной ему действительности. Опережая свое время, Шиллер направлял свое творчество в грядущее будущее:

Нет, для моих высоких идеалов
Век пока не созрело.
Я - гражданин тех веков, которые придут

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер родился 10 ноября 1759 года в городке Марбах, что в Вюртемберзком герцогстве, в семье военного фельдшера Йоганна Каспара и его жены - Доротеи из рода Кодвейс. Приобретать образование Шиллер начал в латинской школе, после окончания которой в возрасте 14 лет против своей воли (по желанию вюртемберзкого герцога) был отдан в академию, которая готовила государственных чиновников.

В академии, где Шиллер провел следующих восемь лет, властвовала суровая военная дисциплина, тем не менее уровень преподавания был довольно высоким, что обеспечило юноше возможность получить основательные знания из истории, философии, медицины и естественных наук. В академии он впервые познакомился с идеями французских философов, из числа которых особенно симпатизировал убеждению Ж.Ж.Руссо о неотъемлемых правах народа на независимость и свободу. Тогда же Шиллер возглавил и кружок курсантов, которые считали себя сторонниками штюрмерского движения. Из юридического факультета он перешел на медицинский факультет и после окончания академии был предназначен военным врачом. Позднее Шиллер так упоминал об этом периоде своей жизни: “Судьба жестоко терзала мою душу. Через печальную пасмурную юность вступил я в жизнь, и бессердечное, бессмысленное воспитание тормозило во мне легкие, прекрасные порывы первых рождаемых чувств…”

Еще учась в академии, Шиллер захватывался драматургией Шекспира и под его влиянием, тайно, ночами, создавал свою первую драму “Разбойники”. Вопреки тому, что драма была напечатана анонимно, имя автора сразу же стало всем известно. Один из современников охарактеризовал автора “как человека, у которого не просто бурно кровь течет по жилам и богатое дарование воображения, но пылкое сердце, преисполненное чувство и стремления к благородному делу”. Ощутив силу молодого таланта, сам герцог вюртемберзкий Карл Евгений предложил ему быть личным цензором, но Шиллер осмелился отказаться, за что сразу же был наказан: воспользовавшись тем, что Шиллер без его ведома выезжал в соседнее Пфальцское герцогство на премьеру своей пьесы, Карл Евгений приказал на две недели взять драматурга под стражу с дальнейшим категоричным запретом заниматься литературным творчеством. И тогда Шиллер решился на бегство.

Оставив отчий дом, Шиллер, за его собственным выражением, “с опустошенным сердцем и пустым кошельком” пять следующих лет под выдуманным именем “врача Риттера” мыкался Германией в поисках приюта и возможности реализовать себя как драматурга. Два года он работал в Мангеймском театре, где состоялась премьера его “Разбойников”, но средств на существование катастрофически не хватало, и Шиллер едет восточнее Германии - в Лейпциг, а потом в Дрезден, откуда, в конце концов, перебирается в Веймар, что был тогда центром немецкой литературы. В Веймаре жил Гете, знакомство с которым, за оценкой Шиллера, стало “целой эпохой” в его жизни. Гете помог Шиллеру получить место профессора истории в Иенском университете, активно влиял на его творческий рост.

Материальное состояние дел Шиллера, который до этого почти все время жил в бедности, существенно улучшилось. Он в конце концов смог рассчитаться с долгами, вступил в брак и даже получил от герцога Сакенвеймарского дворянское звание. Вместе с тем почувствовалось и физическое истощение предыдущих лет жизни: хроническая болезнь (чахотка легких), на которую страдал драматург, чем дальше, тем более обострялась. Шиллер был чрезвычайно мужественным человеком и боролся со своей болезнью до последних дней. “Мне известен один секрет, как человек может уберечь себя от упадка, а именно; надо закрыть свое сердце для слабости”, - писал Шиллер. Осенью 1804 года болезнь еще больше усилилась. Как врач, Шиллер знал, что обречен и вместе с тем старался не терять надежды. Он говорил друзьям: “Я был бы счастливй, если бы мне удалось прожить до пятидесяти лет”. Через две недели, 9 мая 1805 года, Шиллер умер в возрасте 45 лет. На Веймарском кладбище в честь великого драматурга звучал знаменитый моцартовский “Реквием”. Позднее останки Шиллера были перепохоронены рядом с Гете в общей гробнице в Веймаре.

Похожие сочинения

  1. Жизнь Шиллера
    Я бы не желал жить в ином веке и pаботать для иного. Каждый человек - гpажданин своего вpемени, так же как и гpажданин своего госудаpства Шиллеp Тот кто теpяет вкус к Шиллеpу, тот или стаp , или педант, очеpствел или забыл себя А.И. Геpцен...смотреть целиком
  2. Литературные интересы молодого Шиллера  Новое!
    Первые литературные опыты будущего поэта относятся еще к тому времени, когда он жил в родительском доме. Религиозное воспитание, полученное им в детстве, обусловило то, что эти опыты представляли собой главным образом обработку библейских сюжетов. В...смотреть целиком
  3. Стиль и язык поэзии Шиллера  Новое!
    Следует особо остановиться на вопросах стиля и языка поэзии Шиллера в классический период. Рассмотренные выше лирические стихотворения и баллады, а также «Дон Карлос» и «Валленштейн», явились произведениями, в которых оформились стилевые особенности,...смотреть целиком
  4. «...Дух его могучий шел вперед, где красота, добро и правда вечны...» (по творчеству Ф. Шиллера)
    Ф. Шиллер принадлежал к поколению писателей «бури и натиска», чьи произведения всегда были проникнуты силой, эмоциональностью порыва бунтующего героя. Но, как писал В. Г. Белинский, «не из книг почерпнул Шиллер свою ненависть к униженному человеческому...смотреть целиком
  5. Внутреннее противоречие классицизма Шиллера  Новое!
    Понимание классицизма получило выражение в теоретических сочинениях Шиллера еще до того, как он и Гете сформулировали свое понимание классицизма. Но только в свете этих идей раскрывается истинное содержание классицизма Шиллера. Его отказ от изображения...смотреть целиком
  6. Исторические труды Шиллера  Новое!
    Обращение Шиллера к истории не было бегством от проблем современности. Шиллер искал в ней ответа на волновавшие его вопросы общественного развития. Он стремился найти в прошлом решение проблемы о путях социального переустройства. Еще в период «бури...смотреть целиком
  7. Философские работы Шиллера  Новое!
    После книги о нидерландской революции Шиллер продолжает углубленные занятия всеобщей историей, связанные с его профессорской деятельностью в Иенском университете. Его философская концепция истории была изложена им во вступительной лекции, впоследствии...смотреть целиком