Следует особо остановиться на вопросах стиля и языка поэзии Шиллера в классический период. Рассмотренные выше лирические стихотворения и баллады, а также «Дон Карлос» и «Валленштейн», явились произведениями, в которых оформились стилевые особенности, вытекавшие из общих эстетических и художественных позиций Шиллера в веймарские годы. При характеристике теории искусства немецкого классицизма мы указали, что Шиллер выдвигал в качестве обязательного закона поэзии, и лирики в особенности, требование «идеализации», которое касалось не только содержания произведений, но и их стиля.

Понятие «идеализации» в поэзии сложилось у Шиллера в конце 80-х начале 90-х годов XVIII века в результате критического пересмотра собственных юношеских произведений и сочинений других поэтов движения «бури и натиска». В своей ранней лирике, в драме «Разбойники» и других произведениях молодой поэт следовал литературным принципам движения «бури и натиска», представители которого в создании художественных образов, в композиции произведения, и отборе и оформлении языкового материала отвергали какие бы ТО ии было правила и ограничения и стремились к полной свободе, переходившей подчас в крайний субъективизм.

Художественные принципы движения «бури и натиска» были двойственны и противоречивы. Они колебались между двумя полюсами: с одной стороны, выдвигался принцип приближения к реальной жизни, вплоть до натуралистического копирования ее; с другой - утверждалась свобода индивидуального творчества, полная независимость поэта от каких бы то ни было объективных влияний.

Так, в области литературного языка молодой Шиллер стремился к точному воспроизведению в поэзии языка народа с сохранением индивидуальных, диалектологических и профессиональных особенностей речи. Драма «Разбойники», например, наполнена грубыми словами из разбойничьего жаргона и вульгарными циничными выражениями из лексикона «философии эгоизма» Франца Моора.

Подобная манера письма писателей «бури и натиска» имела известное положительное значение в смысле преодоления сухого гелертерского педантизма и книжности речи; она сыграла прогрессивную роль в деле приближения литературы к жизни простого народа. Но вместе с тем эти тенденции открыли широкую дорогу всякому субъективному произволу в понимании правил литературного языка и привели к грубому натурализму в произведениях многих писателей «бури и натиска».


По мере отхода от движения этого направления Шиллер резко критиковал натуралистические и индивидуалистические тенденции этого литературного движения. В процессе этой критики, включавшей и осуждение его собственных художественных произведений, он постепенно приходит к утверждению закона «идеализации» в поэзии. Новые взгляды Шиллера в этом вопросе Достаточно ясно проявились в драме «Дон Карлос», которая в отношении языка и стиля противопоставлялась самим автором в качестве «высокой трагедии» в стихах его прежним «мещанским» драмам в прозе. Требование «идеализации» как закона поэзии вообще, и лирики в особенности, было сформулировано Шиллером в полемических статьях «О стихотворениях Бюргера» и «Защита рецензента» (1791).

Еще более развернуто высказался Шиллер о характере и значении поэтического языка в своих «Лекциях по эстетике», читанных им в 1792-1793 учебном году для студентов Иенского университета. Первым и главным законом языка в поэзии Шиллер считает его «абстрактную природу» и «тяготение к всеобщности», противостоящие индивидуальности. Нетрудно видеть, что такое определение последовательно вытекает из общего положения шиллеровской эстетики веймарского периода об «идеализации» жизненного материала, о возвышении его в поэзии над реальной жизнью. Но Шиллер, как мы это видели при характеристике его статей по эстетике, всегда дополнял подобные общие отвлеченные определения требованиями творческой практики и в зависимости от них дополнял или видоизменял их. Так и в данном случае: сформулировав закон об «абстрактной природе языка», он вместе с тем видит первую обязанность поэта в устранении этой абстрактности языка путем индивидуализации предметов и явлений. «Для того, - пишет Шиллер, - чтобы изображаемое явилось в истинном своем своеобразии, поэт должен стараться подавить тяготение к всеобщности, заложенное в природе его языка, противостоящего индивидуальности. Красота в поэзии есть свободная самодеятельность в природе, представленная средствами языка… Свобода поэтического изображения покоится на независимости изображаемого от своеобразия языка изобразителя и внешней цели художественного произведения. Первой зависимости - зависимости от абстрактной природы языка поэт избегает, стараясь индивидуализировать предмет, например, часто называет часть вместо целого, действие вместо причины, так как это усиливает наглядность». Конечно, Шиллер не всегда и не везде придерживался высказанных здесь положений, но в целом эта тенденция преобладала в классическом пе риоде его творчества.

Требование Шиллера об «идеализации» в поэзии носило противоречивый характер. С одной стороны, он понимает под этим требованием художественную объективность, типичность и пластичность образов, обобщение в противовес субъективизму в выражении мысли и чувств. Эта сторона шиллеровской «идеализации» по существу имела реалистический смысл. Но, с другой стороны, это требование содержало и явно антиреалистические положения об искусственном смягчении и «возвышении» реальной действительности в поэзии, об условной стилизации жизненного материала буржуазного мира в духе гуманистических образов и гармоничных форм античного искусства.

Заслуги Шиллера в развитии общенационального немецкого литературного языка исключительно велики. Его драматические, лирические и другие произведения относятся, наравне с произведениями Лессинга, Гете и других представителей классического периода немецкой литературы, к выдающимся культурным ценностям немецкого народа. Подобно тому как Пушкин явился создателем современного общенационального русского литературного языка, так Лессинг, Гете и Шиллер явились создателями общенационального немецкого литературного языка. Они дали в своих произведениях классические образцы его и определили его основные формы.

Особенно следует указать на четкость, с какой Шиллер выражает идейные стремления своих героев. Его язык отличается динамикой, энергией, страстностью, лирической проникновенностью. Шиллер был замечательным мастером в выражении духовной жизни человека, его мыслей, чувств, стремлений. Поэтическая речь Шиллера характеризуется огромным волевым напором, стремлением претворить слово в действие. Эти черты языка великого художника сказались как в его поэзии, так в особенности в драме, где речи действующих лиц отражают все богатство языковых средств, которыми владел поэт.

Похожие сочинения

  1. Белинский о Шиллере
    Примечательны упоминания о Шиллере, имеющиеся в литературно-критических статьях Гоголя. В статье «Петербургские записки 1836 года» Гоголь среди крупнейших драматургов прошлого упоминает после «строгого, осмотрительного Лессинга» «благородного пламенного...смотреть целиком
  2. Великий немецкий поэт Фридрих Шиллер
    Своего апогея эта фальсификация творчества Шиллера достигла у немецких реакционных историков литературы в период первой империалистической войны и в годы господства нацизма. Эти «исследователи» старались сделать из Шиллера ярого националиста. Буржуазная...смотреть целиком
  3. Лирика Тараса Шевченко и Фридриха Шиллера
    Тарас Шевченко был человеком образованным. Он интересовался творчеством писателей мировой литературы. Формирование его идеалов как художника и поэта, общественного деятеля связано с передовой философской мыслью Европы. Шевченко знал и любил творчество...смотреть целиком
  4. «...Дух его могучий шел вперед, где красота, добро и правда вечны...» (по творчеству Ф. Шиллера)
    Ф. Шиллер принадлежал к поколению писателей «бури и натиска», чьи произведения всегда были проникнуты силой, эмоциональностью порыва бунтующего героя. Но, как писал В. Г. Белинский, «не из книг почерпнул Шиллер свою ненависть к униженному человеческому...смотреть целиком
  5. Фридрих Шиллер (1759-1805)
    Выдающийся немецкий поэт и драматург Фридрих Шиллер (1759-1805) родился в г. Марбахе Вюртембергского герцогства в семье военного врача. Семья Шиллера много странствовала вместе с полком, в котором служил отец, а после его отставки переехала в Людвигбург....смотреть целиком
  6. Внутреннее противоречие классицизма Шиллера  Новое!
    Понимание классицизма получило выражение в теоретических сочинениях Шиллера еще до того, как он и Гете сформулировали свое понимание классицизма. Но только в свете этих идей раскрывается истинное содержание классицизма Шиллера. Его отказ от изображения...смотреть целиком
  7. Исторические труды Шиллера  Новое!
    Обращение Шиллера к истории не было бегством от проблем современности. Шиллер искал в ней ответа на волновавшие его вопросы общественного развития. Он стремился найти в прошлом решение проблемы о путях социального переустройства. Еще в период «бури...смотреть целиком