Поэты, как и книги, имеют свою судьбу. Каждый великий писатель прошлого остается в памяти обычно какой-то одной стороной многогранного таланта своего, той, что в наибольшей мере воздействовала на сознание последующих поколений. Фридрих Шиллер!.. Имя это навсегда связано с пламенными идеалами, бурными порывами, романтической устремленностью. Издавна за ним утвердилась слава вдохновенного певца свободы. Поэтом юношества назвал его Герцен, добавив: «Суха душа того человека, который в юности не любил Шиллера, завяла у того, кто любил, но перестал».

Гуманистический революционный пафос Шиллера, идеи справедливости и свободолюбия, выраженные в возвышенных поэтических образах, вдохновляли не одну плеяду борцов за счастье и свободу человечества. Исследователи творческого пути немецкого поэта могут сказать, что не всегда он был последователен, что порой его обуревали сомнения и колебания, что нередко он заблуждался, строя несбыточные планы общественных преобразований или выдвигая идеалистическую философско-эстети-ческую теорию. Верно. Но каковы бы ни были противоречия, свойственные его сознанию и поэзии, Шиллер все же неизменно оставался писателем-гуманистом, поэтом, устремленным в светлое будущее, которое виделось ему сквозь туманную дымку времени. Мужественные призывные слова гимна «К радости», включенные Бетховеном в финал Девятой симфонии, выдают его самые сокровенные внутренние стремления:

Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!

Всякое искусство, полагал Шиллер, должно быть посвящено радости, «и для художника нет задачи более высокой и более серьезной, чем осчастливить человека».
Эта глубочайшая вера в идеалы человеческого содружества, в воспитывающую роль искусства, поиски идеальных форм разумной общественной жизни сочетались у Шиллера с трагическими раздумьями о пороках социального устройства, которые мешают счастью людей. Шиллер — поэт трагический по преимуществу. Уже с первых своих художественных произведений, к числу которых относится «Коварство и любовь», он обратил внимание на неразумность современных ему общественных порядков и поднял свой голос против насилия и угнетения, в защиту человеческого достоинства. Вслед за драмой, анализ которой предлагается вниманию читателя, Шиллер написал ряд других выдающихся произведений: поэтических — философские стихотворения, баллады, известные у нас в прекрасных переводах В. Жуковского, теоретико-эстетических — знаменитые «Письма об эстетическом воспитании человека», трактат «О наивной и сентиментальной поэзии». Но больше всего стали популярны его трагедии: драматическая поэма «Дон Кар-лос», грандиозная трилогия «Валленштейн», романтическая «Орлеанская дева», социально-психологическая трагедия «Мария Стюарт». Последней законченной им драмой явилась драма о легендарном народном герое Вильгельме Телле.

«Суровая правда жизни,— писал по этому поводу П. Антокольский,— именно эту трагедию сделала такой живучей и действенной вплоть до наших дней, и зрители громом аплодисментов отвечают на грозные тирады ее героев. Так раскрывается вечный закон всякого искусства: то, что современным было для своей эпохи,— именно это наиболее стойко выдерживает испытание временем, оказывается наименее «временным» среди созданий человеческого творчества. Сама жизнь представляет наиболее прочный материал искусству, прочнее гранита и мрамора, «прочнее пирамид» . Созданные фантазией Шиллера образы молодых людей — Фердинанда и Луизы — столь же известны, как и персонажи прославленного рыцарского романа «Тристан и Изольда» или шекспировские Ромео и Джульетта. Они остались символами юношески светлого чувства, морально торжествующего над силами зла. Так поэтесса М. Алигер в стихотворении «Веймар» интерпретирует бессмертную судьбу шиллеровских героев, включенных ею в преемственную вековую цепь народных страданий и борьбы. Предварим поэтому нашу книжку о замечательной драме немецкого поэта отрывками из этого стихотворения:

...Я любила немецкие добрые сказки
Про лукавых портняжек, свинопасов и королей...
Но зеленые каски, железные каски
Вдоль неубранных русских полей.
Перла ржавая лава, в пути ничего не жалея,
За спиной оставляя руины в огне и в крови
. Мудрено ли, что ты задохнулась в дыму, Лорелея?!
Фердинанд и Луиза, коварство сильнее любви!

Поэтесса вспоминает, что близ Веймара, где одно время жил Шиллер и где ему поставлен памятник, находился концлагерь Бухенвальд:

...Бедный Шиллер глядит, ослеплен, уничтожен,
На беззвучные шприцы врачей,
На изделия из человеческой кожи,
На холодное пламя печей.

Похожие сочинения

  1. Фридрих Шиллер — «благородный адвокат человечества»
    Фридрих Шиллер (1759—1805) — «благородный адвокат человечества» (В. Г. Белинский), друг и соратник Гёте, разделял его гуманистические убеждения. Но в творчестве Шиллера рядом с пламенной защитой свободы человека прозвучало горестное признание исторической...смотреть целиком
  2. Формирование просветительского реализма
    Фридрих Шиллер, немецкий поэт и драматург, написал много лирических и драматических произведений; его имя прославили замечательные элегии и баллады. Среди драматических произведений лучшими считаются “Разбойники”, “Коварство и любовь”, “Мария Стюарт”,...смотреть целиком
  3. Фридрих Шиллер
    Шиллер (Schiller) Иоганн Кристоф Фридрих (10.11.1759, Марбах на Неккаре, — 9.5.1805, Веймар), немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк. Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового...смотреть целиком
  4. Стиль и язык поэзии Шиллера  Новое!
    Следует особо остановиться на вопросах стиля и языка поэзии Шиллера в классический период. Рассмотренные выше лирические стихотворения и баллады, а также «Дон Карлос» и «Валленштейн», явились произведениями, в которых оформились стилевые особенности,...смотреть целиком
  5. Поэтические обработки Шиллером произведений других авторов  Новое!
    Как только поэт переселился в Веймар, он со всей присущей ему страстностью принялся помогать Гете в руководстве театром. Прежде всего необходимо было подобрать соответствующий задачам Веймарского национального театра репертуар. С этой целью Шиллер в...смотреть целиком
  6. Литературные интересы молодого Шиллера
    С восторгом были встречены появившиеся тогда пьесы писателей «бури и натиска» – Клингера, Герстен-берга, Лейзевица и других. Чтение Лейзевица вдохновило Шиллера на создание трагедии «Козьма Медичи», которая, как и другие ранние литературные опыты Шиллера,...смотреть целиком
  7. Художник реалист и художник идеалист в понимании Шиллера  Новое!
    Теоретические работы Шиллера по эстетике, составляющие объемистый том, занимают выдающееся место в истории эстетических учений. Шиллер стремился связать проблемы эстетики с проблемами общественного движения своей эпохи, с историческим и культурным развитием...смотреть целиком