Во второй половине 90-х годов Шиллер написал цикл стихотворений на культурно-исторические темы. В него входят: «Прогулка», «Помпея и Геркуланум», «Жалоба Цереры», «Элевсинский праздник», «Торжество победителей», «Четыре века», «Песня о колоколе» и др. Тематика их также связана с работами поэта по эстетике. На примере истории человеческой культуры Шиллер показывает, как протекало развитие общества от низших форм культуры до современной цивилизации, от поры единства идеала и жизни к эпохе разрыва между ними, от гармонии к антагонизму, от «игры» - к труду, от детской беззаботности к заботам и противоречиям современной жизни. Этот ход развития рисуется поэтом как противоречивый, но прогрессивный путь, как неизбежная эволюция в развития человеческого общества от его детства до возмужалости. Характеризуя смену мировых эпох, Шиллер приходит к выводу, что каждая эпоха уступает место другой, новой в силу железной исторической необходимости.

Этот цикл стихотворений открывает написанная в 1795 году «Прогулка». Перед мысленным взором поэта проходят картины всех этапов развития человеческой культуры. Вот перед ним нивы, стада и пастухи отдаленных первобытных времен, когда не было ни городов, ни храмов, ни сословий:

* Ты, счастливый народ, не проснулся еще для свободы,
* Радостно с полем своим делишь ты тесный закон,
* Чередованием жатв желания ты ограничил.
* Жизнь подобна твоя сменам дневного труда.
* (перев. Вс. Рождественского.)

Но вот развиваются ремесла и торговля, появляется разделение труда, общество распадается на сословия, на богатых и бедных, господ и рабов. Образуются общины и государства, строятся города, а в них - храмы для богов и дворцы для царей. Пока человек и человеческий коллектив еще близки к природе, а интересы личности еще не противостояли общественным, цветет классическое искусство античности. Эта близость человека к природе уничтожается, с развитием техники и разделением труда, с появлением антагонизма между сословиями и т. д. Власть правителя, как первого среди равных граждан в государстве, превращается в тиранию, и «многие тысячи лет мумия властвует миром». Среди людей возникают различные пороки, вражда, угнетение слабых сильными. Право, свобода, правда, естественность и природа попраны:

* Правда уходит из речи, а вера и верность из жизни,
* Клятву давая богам, лжет без нужды человек.

Но нельзя навечно подавить природу человека, его естественное стремление к свободе. Как корабль, долго стоявший на якоре, в конце концов срывается с него и несется по волнам бушующей морской стихии, так и угнетенное человечество, народ, вырывается, подобно тигру, из клетки и мстит угнетателям за свое рабство, разрушая при этом города и храмы. Несомненно, что, создавая такие картины развития человеческого общества и его культуры, поэт в основном повторяет в поэтических образах мысли «Писем об эстетическом воспитании человека»; при характеристике «самоосвобождения» угнетенного народа от цепей рабства, наложенных на него господствующими классами, он, конечно, имел в виду французскую революцию, изображенную и здесь также в отрицательном духе. Конец «Прогулки» повторяет утопические идеи «Писем» о завоевании общественной свободы посредством красоты, искусства, античной гармонии. Обращаясь к природе, поэт закапчивает стихотворение словами:

* Кормишь ты тою же грудью века, что идут за веками;
* Так же под синью небес, в зелени тех же лесов
* Бродят и те, что живут, и рано угасшие роды,
* Солнце Гомера - смотри! - светит приветно и нам!

В цикле стихотворений на культурно-исторические темы наряду с иллюзиями о «царстве эстетической видимости» все чаще и чаще слышатся ноты разочарования, жалобы, что реальная действительность беспощадно убивает мечты о торжестве красоты и искусства.

Эти мотивы разочарования будут повторяться и в дальнейшем, вплоть до самых последних стихов Шиллера («Юноша у ручья», «Путешественник» и др.). Но вместе с тем у Шиллера уже .намечается тенденция преодоления «прозы жизни» посредством труда. В этом отношении характерно самое большое стихотворение цикла - «Песня о колоколе», над которым поэт работал в течение многих лет, и которое закончил в 1799 году. Как хороший колокол создается удачным сплавом металла, так и жизнь отдельной личности и всего общества может быть счастливой, удачной лишь при условии гармонии идеала и действительности, общности стремлений и интересов ,личности и коллектива.

Похожие сочинения

  1. Белинский о Шиллере
    Примечательны упоминания о Шиллере, имеющиеся в литературно-критических статьях Гоголя. В статье «Петербургские записки 1836 года» Гоголь среди крупнейших драматургов прошлого упоминает после «строгого, осмотрительного Лессинга» «благородного пламенного...смотреть целиком
  2. Жизнь Шиллера
    Я бы не желал жить в ином веке и pаботать для иного. Каждый человек - гpажданин своего вpемени, так же как и гpажданин своего госудаpства Шиллеp Тот кто теpяет вкус к Шиллеpу, тот или стаp , или педант, очеpствел или забыл себя А.И. Геpцен...смотреть целиком
  3. Формирование просветительского реализма
    Фридрих Шиллер, немецкий поэт и драматург, написал много лирических и драматических произведений; его имя прославили замечательные элегии и баллады. Среди драматических произведений лучшими считаются “Разбойники”, “Коварство и любовь”, “Мария Стюарт”,...смотреть целиком
  4. Фридрих Шиллер Вехи жизни
    Современник и единомышленник Гете, Шиллер вошел в историю мировой литературы как один из ярчайших представителей немецкого просветительского движения. “Немецкий гений”, как называл его философ Гегель, Шиллер был пылким борцом против каких-либо форм тирании...смотреть целиком
  5. «...Дух его могучий шел вперед, где красота, добро и правда вечны...» (по творчеству Ф. Шиллера)
    Ф. Шиллер принадлежал к поколению писателей «бури и натиска», чьи произведения всегда были проникнуты силой, эмоциональностью порыва бунтующего героя. Но, как писал В. Г. Белинский, «не из книг почерпнул Шиллер свою ненависть к униженному человеческому...смотреть целиком
  6. Внутреннее противоречие классицизма Шиллера  Новое!
    Понимание классицизма получило выражение в теоретических сочинениях Шиллера еще до того, как он и Гете сформулировали свое понимание классицизма. Но только в свете этих идей раскрывается истинное содержание классицизма Шиллера. Его отказ от изображения...смотреть целиком
  7. Великий немецкий поэт Фридрих Шиллер  Новое!
    Великий немецкий поэт Фридрих Шиллер, автор известных драм «Разбойники», «Коварство и любовь», «Дои Карлос», «Валленштейн», «Мария Стюарт» и «Вильгельм Телль», стоит в первом ряду гениальных драматургов мировой литературы. Пафос свободы, любовь к родине,...смотреть целиком